Время новостей
     N°40, 11 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2005
Инкубационный период
Правительство согласилось на свободу в зонах
Вторая любимая экономическая идея президента после удвоения ВВП -- переход от сырьевой экономики к инновационной -- теперь имеет все шансы на скорое окончательное законодательное оформление. Вчера правительство одобрило подготовленный Министерством экономического развития и торговли законопроект «Об особых экономических зонах». Причем успешное прохождение этого документа через кабинет министров обеспечил лично Владимир Путин. Две недели назад он попросту приказал одобрить закон. Возможно, поэтому главный критик закона министр финансов Алексей Кудрин вчера почтил обсуждение законопроекта красноречивым молчанием.

Премьер Михаил Фрадков, до вчерашнего дня особо не «педалировавший» тему свободных зон, не значился и среди их противников. И все-таки с самого начала он предостерег от превращения особых зон «в банальную налоговую дыру», призвал к ответственности бизнес и власти и заявил, что «зоны должны стать инкубатором новых технологий, идей, наукоемких производств, всего, что повышает конкурентоспособность экономики».

Автор идеи министр экономического развития Герман Греф тут же пообещал скептикам: «Мы докажем, что это создание нового, а не черная дыра». Он постарался объяснить коллегам, что законопроект подразумевает создание промышленных либо технико-внедренческих зон именно с нуля, когда видны все затраты и доходы. «Мы сделали так, чтобы существующий уже бизнес не попал под действие этого закона», -- пояснил г-н Греф.

То есть выходи в чистое поле и строй. Правда, поле будет не совсем чистым, когда придет инвестор. Государство обязуется сначала создать инфраструктуру, за которую федеральный и региональные бюджеты заплатят пополам. По оценкам МЭРТ, стоимость создания инфраструктуры одной технико-внедренческой зоны составит порядка 100 млн долларов.

Губернаторы остались недовольным таким поворотом: им предлагают строить какие-то «гринфилдсы», когда надо поднимать уже имеющуюся промышленность. «Не надо обманывать», -- порекомендовал главе МЭРТ губернатор Самарской области Константин Титов. «Я неправду не говорю, -- откликнулся г-н Греф. -- Может быть, у вас так принято, а у нас нет. Я сейчас не могу сказать, насколько возможно использовать заброшенные производства как инфраструктуру под новые инвестиции. Но точно нельзя будет создавать «зоны» на базе уже имеющихся юридических лиц». Он также отметил, что некоторое сужение перспектив законопроекта произошло именно из-за требования оппонентов свести к минимуму уход от налогов в результате эксперимента с ОЭЗ.

Министр природных ресурсов Юрий Трутнев поинтересовался, насколько законопроект в нынешнем, компромиссном варианте исключает «риски перетока капиталов». «Я не взял бы на себя смелость сказать, что полностью все защищено. Ведь русский креатив имеет свои особенности», -- признался г-н Греф. И для борьбы с проявлениями этого "креатива" предложил создать федеральный орган по управлению особыми зонами. Но г-н Трутнев пояснил, что боится не только необоснованной «оптимизации налогов», но еще больше -- «разрушительных налоговых проверок», которые можно было бы, на его взгляд, сократить. «Чтобы вся территория России стала свободной экономической зоной», -- добавил он.

Несмотря на риски для казны и горькие примеры, когда в свободных зонах отмывают деньги и «убегают» от налогов, г-н Греф настаивал: «Пусть мы сегодня создадим десять зон, но успешных. И поймем на их примере, как это работает». «А что будет с ныне действующими свободными зонами? После принятия закона они прекратят свое существование?» -- спросил премьер. Главный экономист не стал скрывать, что «те зоны, которые до сей поры создавались в России, для ухода налогов и делались». А потому хорошо бы, чтобы их не было. Однако очевидно, что и здесь г-ну Грефу пришлось смириться с компромиссным вариантом. При определенных ужесточениях, но по льготному режиму продолжат пока жить Калининград и Магадан.

Министр связи Леонид Рейман критиковал не столько закон, сколько г-на Грефа, который, по мнению г-на Реймана, не учел интересов представителей IT-технологий. «Рейман не остался за бортом», -- возмутился в ответ главный экономист. Он заметил, что «компьютер -- это инструмент, а у нас для молотка льготы не предусматриваются». Тут в спор о льготах на молоток вступил премьер: «То, что у нас - это киянка, а не молоток. Это тоже надо учитывать».

В результате решили законопроект «однозначно поддержать». После небольшой шлифовки отправить в Думу, которая собирается принять закон уже в ходе нынешней, весенней сессии. В конце декабря отобрать претендентов на свободные зоны. В будущем году застроиться. А уже с 2007 года получать дивиденды. «Настроимся на лучшее», -- напутствовал премьер.

Вера КУЗНЕЦОВА