|
|
N°39, 10 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Итальянский опыт для Южной Осетии
Пример того, как можно по-новому выстроить отношения с Абхазией и Южной Осетией, президент Грузии Михаил Саакашвили обнаружил в Италии, где он только что побывал с визитом. В итальянском Южном Тироле грузины нашли для себя столько полезного, что к началу апреля планируется совместный визит туда чиновников из Тбилиси и из непризнанных республик.
В Тбилиси считают, что тирольский пример больше всего годится Южной Осетии, так как этот конфликт решить легче. Государственный министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава рассказал «Времени новостей», что «Южный Тироль очень интересен», пояснив: «Если сравнивать с Южной Осетией, то здесь похожа ситуация с точки зрения национального состава. Что касается различий, то для Цхинвальского региона Россия не играет такой значительной роли, которую играет Австрия для Южного Тироля. Но мы обязательно примем во внимание позицию России. И мы готовы предоставить автономиям еще более высокие права, чем это есть в том же Южном Тироле».
Сегодня численность населения Южного Тироля составляет 460 тыс. Для 70% родной язык -- немецкий, для 25% -- итальянский и еще 5% -- это ладинцы (они считаются прямыми потомками древних римлян). Проблема здесь возникла в 1919 году, когда по Сен-Жерменскому мирному договору после первой мировой войны Италия получила эти земли от проигравшей и разваливавшейся Австро-Венгрии. Ситуация усугубилась в годы правления Гитлера и Муссолини. Немецко- и ладиноязычным южным тирольцам предложили отправиться в Третий рейх или полностью ассимилироваться. Тогда немецкая культура региона отправилась в подполье, в местные катакомбы, где обучали детей языку и традициям. Искоренялось даже само название Южный Тироль. Чем не похоже это на эпоху первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа, который заменил топоним «Южная Осетия» грузинскими Самачабло (по фамилии древнего рода) или Шида Картли (Внутренний Картли)?
Ситуация улучшилась только после второй мировой войны. Правда, еще в середине 50-х местные активисты взрывали в Южном Тироле бомбы для привлечения внимания. Наконец при содействии ООН Италия и Австрия начали переговоры. В 1972 году Южный Тироль стал итальянской автономией, а в 2001 году -- регионом.
Языковым группам в Южном Тироле гарантируются равные права. В 70-местном парламенте пользуются и итальянским, и немецким языками. Президент имеет двух заместителей от основных групп. При поступлении на госслужбу сдается экзамен на владение двумя языками. Самое главное, 85% собираемых в регионе налогов Рим возвращает обратно, так что уровень жизни в регионе высокий. Годовой бюджет Южного Тироля -- 5 млрд. евро. Безработица -- менее 2%. Развиваются промышленность, сельское хозяйство и особенно туризм. Ежегодно регион посещают до 5 млн туристов. Михаил Саакашвили тоже совместил официальный визит с горнолыжным спортом.
«Мы готовы передать наш опыт представителям Абхазии и Южной Осетии, -- рассказал «ВН» Карл Райнер, глава администрации президента Южного Тироля. -- Может, это будет полезно, чтобы не изобретать велосипед заново». По его словам, абхазам и осетинам будет предложено познакомиться с исповедуемой в Южном Тироле философией создания рабочих мест: «Чтобы молодежь не спускалась в города из горной местности, мы развиваем в селах инфраструктуру, тот же туризм».
Грузинская делегация сразу решила, что так можно развить и горный Джавский район Южной Осетии, куда многие ездили «на воды» еще в советские времена. Но сейчас, в связи с грузино-осетинским конфликтом, этот район более известен как место учений армии Южной Осетии и добровольцев. Как считают в Тбилиси, на первых порах надо вложить в Джавский район 50 млн долл. (возможно, с привлечением итальянских инвестиций). Саакашвили пригласил премьер-министра Италии Сильвио Берлускони в мае посетить Грузию.
Грузинский лидер заявил, что сепаратистам надо выбирать: или оставаться «изолированным анклавом под фактической военной оккупацией», или признать неделимость Грузии и получить возможность развиваться. «Мы готовы не торопить еще год и два, но 75 лет (имеется в виду, что проблема Южного Тироля возникла в 1919 году. -- Ред.) не будем ждать», -- сказал Саакашвили.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси -- Рим -- Южный Тироль