|
|
N°126, 18 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тарифный орган на любой вкус
Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) в срок выполнило поручение президента разработать концепцию создания единого тарифного центра: документ вчера ушел в правительство. МЭРТ не удалось преодолеть все существующие межведомственные разногласия, а потому документ получился, что называется, «на все случаи жизни». Вне зависимости от принятого решения МЭРТ сможет сказать: «Мы это предлагали». Концепция МЭРТ -- своего рода зеркало, в котором отражаются все трансформации реформы тарифной политики. В правительстве, администрации президента и самих монополиях сейчас нет единого мнения относительно того, на каких принципах должен быть организован новый тарифный орган.
Изначально МЭРТ, антимонопольное министерство (МАП) и Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) -- три ведомства, которым поручена разработка концепции, -- представили правительству три «нестыкуемых» документа. Каждое ведомство настаивало на том, что именно ему необходимо передать все полномочия по регулированию тарифов. В дальнейшем МАП и МЭРТ удалось договориться о том, что должно быть создано новое, независимое министерство. Контролировать его работу будет МАП.
Председатель ФЭК Георгий Кутовой настаивал на создании органа с коллегиальной формой принятия решений. Г-н Кутовой не поддержал идею организации нового министерства, предложив добавить энергокомиссии полномочий и создать единый тарифный орган на ее базе. Этот подход получил неожиданно широкую поддержку как у самих монополистов, так и у некоторых федеральных министерств. В частности, в Минэнерго и Минатоме, а также в концерне «Росэнергоатом». В целом тезис о том, что решения должны приниматься коллегиально, разделяют в РАО «ЕЭС России».
Впрочем, в РАО готовы согласиться с любым решением правительства. В руководстве МПС полагают, что любой вариант лучше, чем нынешняя ситуация, когда тарифы на железнодорожные перевозки регулирует МАП.
При таком раскладе игнорировать позицию сторонников «квазисудебной», коллегиальной системы принятия решений в МЭРТ не могли. В результате в окончательном предложении ведомства Германа Грефа записано, что для любого из трех ведомств задача регулирования всех монопольных тарифов является трудноосуществимой. И особо подчеркивается, что ФЭК не в состоянии взять на себя дополнительные функции.
По логике МЭРТ, трансформация ФЭК в единый тарифный орган -- слишком затратный и технически сложный процесс. Штат комиссии придется увеличить со 150 до 480 специалистов (более чем на 70%), считают в МЭРТ. При этом комиссию придется переименовать, что подразумевает изменения в законодательстве. В нее придется влить новые управления, количество которых превысит число ныне существующих. К тому же придется изменить устав ФЭК.
МЭРТ считает нецелесообразной столь масштабную реорганизацию ФЭК и настаивает на том, что проще создать новую структуру. Взамен Герман Греф предложил свою конструкцию Федеральной комиссии по тарифной политике и регулированию естественных монополий, которая удовлетворит самых взыскательных критиков.
Одновременно МЭРТ проработало и вариант, при котором правительство и президент остановятся на министерском принципе тарифного центра. В этом случае, считают в МЭРТ, предпочтительнее передать функции госрегулирования именно Минэкономразвития, так как это министерство уже обладает опытом регулирования всех мыслимых и немыслимых тарифов на услуги естественных монополий.
Екатерина КАЦ