|
|
N°125, 14 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Семейные и прочие связи
В Люцерне хорошо играют и слушают русскую музыку
Основанный в 1938 году Артуро Тосканини музыкальный фестиваль в Люцерне -- один из крупнейших в Европе. Около сотни его концертов рассчитаны как на консервативные вкусы респектабельных швейцарцев, так и на рафинированные запросы интеллектуалов и разнообразные музыкальные потребности неортодоксально настроенной молодежи. Специальные программы отданы молодым исполнителям и современным композиторам, а концерты классической камерной музыки соседствуют с опытами экспериментального театра или выступлениями экзотических ансамблей -- скажем, с острова Бали или Тибета. Среди дебютантов в этом году блистала немецкая саксофонистка Сабина Майер, в числе посетивших фестиваль композиторов были грузин Гия Канчели и азербайджанка Франгиз Али-заде, а по части клавирабендов королем жанра стал знаменитый Андраш Шифф, сыгравший все клавирные сочинения Баха в честь юбилея композитора.
Костяк фестиваля -- симфонический. Ежегодно в Люцерн съезжаются лучшие оркестры и самые прославленные дирижеры из Европы и Америки. Пару лет назад появились здесь и российские музыканты -- в основном из Петербурга. Объясняется этот внезапный интерес в первую очередь семейными связями нового интенданта фестиваля Михаэля Хэфлигера -- у него русская жена, известный в Питере музыкальный продюсер Ирина Никитина. Хотя надо признать, что постоянно приглашаемые теперь в Люцерн Валерий Гергиев, Марис Янсонс и Юрий Темирканов высоко котируются в мировой дирижерской табели о рангах и в целом не портят общую картину.
В этом году, правда, Янсонс не смог приехать из-за болезни, а Гергиев с оркестром и солистами Мариинского театра выступил не вполне удачно -- подвели Алексей Стеблянко и Галина Горчакова, солировавшие в концертном исполнении «Пиковой дамы» Чайковского. А настоящий апофеоз русско-советской музыки и вовсе не был связан с нашими соотечественниками. Оркестр Сан-Франциско под управлением Майкла Тилсона Томаса великолепно исполнил увертюру «Дубинушка» Римского-Корсакова и симфонию Шостаковича «1905 год», знаменитую своими каторжными песнями. Томас оказался умным, тонко чувствующим и точным по технике дирижером, в котором интеллект и темперамент слиты весьма гармонично. По яркости впечатлений его концерты можно было сравнить лишь с выступлениями прославленного оркестра Берлинской филармонии. Здесь за пультом стоял Бернард Хайтинк (на снимке), который в своих интерпретациях Третьей симфонии Брамса и Седьмой Брукнера проявил мудрую взвешенность патриарха.
Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ, Люцерн--Санкт-Петербург