Время новостей
     N°38, 05 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2005
Арбат с подогревом
Юрию Лужкову понравилась идея очередного переустройства пешеходной улицы
Вчера на общественном градостроительном совете при мэре Москвы неуемные столичные власти взялись за Старый Арбат. Несмотря на то что эта историческая улица на данный момент является одной из самых облагороженных в столице -- фонарики стоят, брусчатка лежит, художники рисуют туристов с матрешками в руках, Юрий Лужков и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин все же намерены в очередной раз устроить на Арбате масштабный капитальный ремонт.

Концепция благоустройства «пешеходной артерии» подразумевает создание «архитектурно-художественной зоны «Лики Арбата». Самым необычным предложением архитекторов, которое было радостно поддержано эксцентричным градоначальником, была идея сделать арбатские тротуары подогреваемыми. По мнению мэра, это позволит не только более тщательно очищать улицу от снега, но и круглый год выращивать на арбатских клумбах цветы. "Во всем мире существует технология выращивания травы зимой -- подогреваемые футбольные поля сегодня есть и в Москве. Почему бы не сделать то же самое на Арбате?" -- цитирует Юрия Лужкова РИА «Новости». Злые языки уже успели ехидно отметить, что это скорее уж выглядит как оригинальная попытка Юрия Михайловича потихоньку построить очередную снеготаялку в самом центре столицы.

Здесь стоит также заметить, что пока на Арбате нет ни клумб, ни даже тротуаров -- улица много лет как пешеходная и потому замощена ровно, без бордюров. Но по одному из вариантов перестройки Арбата тротуары все-таки должны появиться, поскольку-де это восстановит традиционный профиль улицы. В этом случае вдоль арбатских домов также будет высажен ряд деревьев. Остается, правда, вопрос: зачем сугубо пешеходной зоне возвращаться к традиционному тротуарному профилю и высаживать деревья и разбивать клумбы на узком Арбате, где днем и так смешиваются в кучу толпы бесчисленных гостей столицы?

По другому варианту переустройства никаких тротуаров не будет, но многострадальные «крупномерные деревья» -- так, видимо, принято выражаться в кругу ландшафтных архитекторов -- все же останутся. Их предполагается высаживать «отдельными группами по оси улицы». В результате, видимо, на Арбате возникнет что-то вроде «пунктирного бульвара» по всей его длине, что, впрочем, тоже неизбежно лишь увеличит толкучку. В любом из вариантов концепция предполагает кардинально переделать рисунок мостовых: подрядчикам предстоит освоить неплохой куш, укладывая на Арбате поверх утепления гранитную плитку, «увязанную с общим архитектурно-ландшафтным решением».

Наконец было предложено установить на этой улице 16 скульптур. Учитывая, что Москва в эпоху Лужкова хронически больна церетелиевским гигантизмом (если статуя -- так Петр Великий, если здание -- так небоскреб), то в этот момент можно было бы уже начинать пугаться. Но на этот раз вроде обошлось: арбатские скульптуры должны быть без постаментов и всего лишь в человеческий рост. По словам Александра Кузьмина, представлять они будут людей, которые жили на этой улочке в прошлом и позапрошлом веках, -- дворника, пожилую пару, цветочницу, генерал-губернатора (жил ли в действительности на Арбате хоть один московский градоначальник, неизвестно).

Обсуждая концепцию «Ликов», Юрий Лужков удивил публику еще раз, торжественно заявив, что автомобильное движение по Арбату нужно перекрыть. Вообще-то любому, кто хоть раз бывал в этом районе, известно, что машины в эту зону и так не пускают. Чуть ли не единственный участок Арбата, где можно увидеть автомобиль, -- это его пересечение с Арбатским и Большим Афанасьевским переулками, по которым открыто сквозное движение. Плюс к тому автомашины появляются в конце улицы около здания МИДа. Но, возможно, что мэр этой фразой просто хотел подтвердить, что возвращать машины на Арбат он не собирается.

Михаил МАНСКОЙ