|
|
N°38, 05 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Россия -- полноправный игрок на международном поле"
-- Знаете ли вы что-либо о московском концептуализме?
-- Очень сложно отвечать на вопрос, ответ на который вы, москвичи, знаете заранее. Или надеетесь его услышать Я, естественно, знаю о Комаре--Меламиде или Илье Кабакове -- как о крупнейших русских художниках, живущих в Америке. С Кабаковым мы даже работали вместе, причем еще до совместной выставки в Варшаве. Сотрудничество осуществлялось через венского галериста Петера Пакеша, который издавал концептуалистский журнал Durch. И я, и Илья Кабаков по его просьбе заочно сделали обложку для одного из его номеров. В 1988 году мы впервые встретились с Кабаковым в Нью-Йорке. Больше ничего ответить не могу.
-- Какая художественная традиция, на ваш взгляд, является базисом концептуального искусства?
-- Концептуализм разрешил конфликт между минимализмом и поп-артом. Концептуальные работы -- очень лаконичные, строгие по эстетике. И одновременно они имеют дело с готовыми объектами -- будь то конкретный предмет или страница из словаря. И подобного рода приемом мы обязаны поп-арту. Могу вам признаться, что мои работы, например, анонимно покупал Энди Уорхол, так что я в каком-то смысле жил на его деньги, не зная об этом.
-- В чем причина кризиса минимализма и абстракционизма с точки зрения концептуального искусства?
-- Они оказались в кризисе из-за того, что рынок обесценил значение этого искусства. Художник перестал бороться за значение. А ведь борьба за значение -- борьба с рынком в том числе. Значение не должно быть коррумпировано рынком. Рынок, конечно, участвует в определении этого значения, но художник обязан быть настолько талантливым и изобретательным, чтобы решающее слово осталось за ним.
-- Ваши впечатления о Первой Московской биеннале?
-- Честно говоря, когда ехал, особенно ничего не ожидал. Приятным сюрпризом оказался высокий уровень фестиваля. Многие российские художники представлены на международном уровне, точно так же как в Нью-Йорке или в Венеции. Проведение биеннале -- беспрецедентный шаг, включающий Россию в интернациональный артдискурс. Сегодня можно сказать определенно: Россия -- это полноправный игрок на международном поле.
-- Вы не думали о персональной выставке в России?
-- Мой полномочный представитель в России -- куратор Иосиф Бакштейн (замдиректора РОСИЗО и координатор Московской биеннале. -- Ред.). Возможная организация моей персональной выставки стоит у нас с ним в планах.
-- Почему главным для теории концептуализма вы считаете именно Витгенштейна с его теорией языка, а, например, не великого французского лингвиста Фердинанда де Соссюра?
-- Соссюр, конечно, тоже оказал на меня влияние, но он был самодовольным французом. В Витгенштейне же я ценю его постоянное сомнение.
-- Как сегодня вы относитесь к своему знаменитому тексту «Искусство после философии»?
-- Этот текст был опубликован, когда мне было 24 года. Тогда я вел страстную полемику с апологетами высокого модернизма -- абстракционистами, которыми идейно руководил критик Клемент Гринберг. И мне нужно было ввести в художественный контекст альтернативные стили и практики. Это был своего рода агитпроп. Но основную идею этой статьи я разделяю до сих пор.
-- В жизни, судя по всему, вы гедонист, а в искусстве -- аскет. Почему?
-- Из своих работ я вынул всю романтику и отдал ее жизни. Кстати, никто не купит мне виски?
Записали Федор РОМЕР и Сергей ХАЧАТУРОВ