Время новостей
     N°38, 05 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2005
Порты желают сесть на трубу
Продолжается борьба за конечную точку нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан
На Дальнем Востоке разворачивается борьба вокруг маршрута нефтепровода, который планируется проложить из Восточной Сибири на побережье Тихого океана. Политики прибрежных регионов ратуют за то, чтобы труба заканчивалась именно на подконтрольной им территории. Вчера стало известно, что губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев направил премьеру Михаилу Фрадкову предложение перенести конечную точку нефтепровода из бухты Перевозной, находящейся рядом с Владивостоком, в порты Де-Кастри или Ванино в Хабаровском крае.

Постановление о строительстве нефтепровода из Тайшета (Иркутская область) в бухту Перевозную максимальной мощностью 80 млн тонн сырья в год г-н Фрадков подписал в конце прошлого года. Ранее «Транснефть», которая будет реализовывать этот проект, обещала подготовить ТЭО маршрута в течение полутора лет, но по последним данным, необходимые документы появятся уже летом.

Однако теперь выясняется, что конечная точка маршрута в бухте Перевозной не устраивает очень многих. В частности, губернатор Хабаровского края указывает на возможность прокладки более короткого трубопровода, который заканчивался бы в портах Ванино или Де-Кастри. В своем послании г-н Фрадкову, которое цитирует Интерфакс, г-н Ишаев выражает надежду, что альтернативные предложения субъектов Дальневосточного региона будут учтены. Губернатор отмечает, что инвестировать в развитие инфраструктуры обоих портов на его территории нет необходимости, поскольку через них уже отгружается нефть: «Примерами, подтверждающими целесообразность отгрузки нефти через порт Де-Кастри, является круглогодичная эксплуатация в этом порту с 1998 года нефтеотгрузочного терминала производительностью более 1 млн тонн в год, принадлежащего «Роснефти», а также строительство компанией Exxon Neftegaz Ltd. («дочка» американской ExxonMobil, оператор проекта "Сахалин-1". -- Ред.) в этом же пункте нефтеотгрузочного терминала производительностью 12,5 млн тонн нефти в год».

В документе также сообщается, что «представленные в правительство «Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь -- Тихий океан выполнены с грубыми нарушениями». В частности, не учтены экологические последствия строительства системы (экологическая экспертиза еще не проводилась, так как не готово ТЭО). К примеру, нефтепровод будет проходить в районе Тунгусского месторождения подземных вод, предназначенного для питьевого водоснабжения Хабаровска, а также по землям Большехехцирского заповедника и рекреационной зоны Хабаровска, в пределах которой находятся санатории и пансионаты.

Хабаровский губернатор далеко не единственный, кого не устраивает маршрут в Перевозную. Совсем недавно против строительства порта в этой точке выступал глава Приморского отделения КПРФ, депутат Госдумы Владимир Гришуков. Он тоже написал письмо г-ну Фрадкову, ссылаясь на неблагоприятные экологические последствия реализации проекта для бухты Перевозной. Правда, эксперты не исключают, что г-н Гришуков, который ранее был менеджером порта Восточного, расположенного близ Находки, лоббирует интересы именно этого порта.

Получить комментарий в «Транснефти» вчера не удалось.

Денис РЕБРОВ