|
|
N°38, 05 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
KIA Spectra выдержала крэш-тест
Аналитики сошлись в том, что на рынке российских иномарок места хватит всем
В 2004 году производство легковых автомобилей в России впервые достигло уровня успешного для отрасли 1990 года. В общей сложности, по оценкам PricewaterhouseCoopers с отечественных конвейеров сошло свыше 1 млн легковых машин. Прирост составил 9% по сравнению с 2003 годом.
Позитивная тенденция объясняется прежде всего бурным ростом производства собираемых в России иномарок. В 2004 году их было произведено около 120 тыс., что в два с половиной раза больше, чем в 2003 году. По мнению аналитиков, приход в Россию крупнейших мировых автопроизводителей на фоне определенного увеличения покупательской способности населения дал импульс развитию специфического сегмента «массовых автомобилей» совместной российско-иностранной сборки в ценовой нише 10--15 тыс. долл. Динамичное развитие этого сегмента нарушило равновесие на вторичном рынке авто, сделав неконкурентоспособным значительную часть ввезенных в Россию подержанных иномарок. Таким оказался результат интриги прошлых лет, когда правительство делало выбор между протекционизмом и конкуренцией.
Можно констатировать, что перелом сознания в сторону выбора между бывшей в употреблении иномаркой и новой «нашемаркой за те же деньги» хотя и не сразу, но произошел. И особенная роль в этом принадлежит корейским маркам автомобилей. По итогам 2004 года Hyundai возглавил рейтинг продаж иномарок в России -- всего было продано свыше 50 тысяч машин. Его «соотечественники» -- Daewoo и KIA также оказались в топ-10 самых продаваемых марок в России.
Пока корейские производители укрепляли позиции на российском рынке, отраслевые эксперты развернули дискуссию о будущих лидерах и аутсайдерах в самом конкурентном и привлекательном для производителей секторе отечественного рынка -- российские иномарки по цене от 10 до 15 тыс. долл. Именно в этой ценовой нише развернулась, по мнению аналитиков, особенно острая конкуренция.
Несмотря на то что активно обсуждаются все проекты -- и детище московского «Автофрамоса» Renault Logan, и Chevrolet Viva (Тольятти), и Ford Focus (Всеволожск), самая горячая дискуссия затронула, пожалуй, автомобиль KIA Spectra, который в августе этого года сойдет с конвейера ижевского завода «Иж-Авто».
Суть спора, в который включились аналитики большинства инвестиционных компаний и СМИ, -- есть ли у Spectra перспектива?
С одной стороны, марка, получившая в США статус автомобиля 2002 года, должна найти своего потребителя и в России, где приоритетным критерием выбора остается соотношение цены и качества.
«Современный россиянин хочет новый, качественный, комфортабельный автомобиль и по доступной цене, -- говорит Александр Балахнин, аналитик инвестиционной компании Rye, Man&Gor Securities. -- В настоящее время это можно обеспечить только путем сотрудничества российских предприятий и иностранных концернов. По нашим прогнозам, в следующем году спрос на иномарки российского производства увеличится в два раза, поэтому будущее за совместными проектами, подобными KIA Spectra».
Несмотря на достоинства Spectra, аналитик компании «Тройка Диалог» Гайрат Салимов считает, что Группе «СОК», управляющей заводом «Иж-Авто», предстоит серьезно вложиться в раскрутку нового детища. Несмотря на популярность KIA -- в прошлом году этой марке отдали предпочтения свыше 18 тыс. россиян, -- ей необходим хороший брендинг и грамотные маркетинговые ходы. «К примеру, выходя на рынок США, KIA поднимала свою конкурентоспособность значительным увеличением гарантийного срока автомобиля, такая мера могла бы стать преимуществом и для ижевской Spectra», -- говорит Гайрат Салимов.
По мнению Ирины Ложкиной, аналитика инвестиционной компании «Проспект», именно ценовой сегмент 10--15 тыс. долл. является наиболее востребованным в России. В прошлом году рост продаж в этом сегменте составил 66%, в текущем году этот показатель может даже увеличиться. В целом аналитик позитивно оценивает проект Группы «СОК»: «У KIA Spectra хорошие перспективы в России».
Впрочем, KIA Spectra действительно в последнее время привлекает слишком много внимания: с одной стороны, обсуждаются технические параметры и стоимость автомобиля, с другой -- объемы инвестиций и сроки окупаемости проекта.
Несмотря на то что автомобили KIA уже давно ездят по российским дорогам, премьера Spectra российской сборки состоялась в прошлом году -- «Иж-Авто» выпустил пилотную партию, в ходе реализации которой можно было исследовать потенциальный спрос и эластичность цены.
Для автомобиля С-класса «улучшенной планировки», как называют Spectra за более длинный кузов и повышенную комфортабельность салона, начальный порог 11 500 долл. вполне адекватная цена, считают аналитики.
«Все зависит от уровня жизни россиян, -- говорит аналитик банка «Союз» Мария Красникова. -- Если он будет расти теми же темпами, что и последние пять лет, то люди, которые сейчас пользуются недорогими отечественными автомобилями, постепенно будут пересаживаться на более дорогие марки, в том числе на такие, как KIA Spectra».
Отвлекаясь от потребительского аспекта, Мария Красникова говорит о том, что KIA Spectra надо рассматривать прежде всего как «перспективный инвестиционный проект, который приведет к созданию на территории России современного производства с проектной мощностью 120 тыс. автомобилей в год; причем это производство может быть в будущем использовано и для выпуска других моделей».
Группе «СОК», управляющей «ИжАвто», удалось за 5 лет вывести предприятие из кризиса, увеличить долю на рынке с 3 до 8%, и меньше чем за два года с момента подписания договора с KIA Motors наладить серийный выпуск новой модели. Проект, инвестиции в который составили порядка 70 млн долл., достаточно уникален для российского рынка -- как по стоимости, так и по срокам, соглашаются аналитики. К примеру, стоимость запуска проектов Hyundai в Таганроге или Ford Focus во Всеволожске была раза в два больше. Сроки окупаемости инвестиций, по замыслу производителя, три-четыре года.
Конечно, политика Группы «СОК», которая энергично принялась осваивать рынок российских иномарок, не может не беспокоить конкурентов. Подлило масла в огонь сообщение, распространенное в СМИ о том, что «СОК» получает статус официального импортера КIA Motors в России и собирается создавать собственную торговую сеть для продаж и сервисной поддержки автомобилей марки КIА. Впрочем, нынешний ажиотаж вокруг ижевской Spectra подтверждает, что «Иж-Авто» выходит на рынок с предложением, которое представляет собой риск «передела» соответствующего сегмента.
В отчете по «Иж-Авто», опубликованном Альфа-банком, говорится, что в 2005 году на заводе планируют произвести 8 тыс. автомобилей данной марки, а начиная с 2007-го -- выйти на производство 40 тыс. машин в год.
Несмотря на то что «Иж-Авто» планирует расширять долю в сегменте российских иномарок при сохранении уровня производства недорогих отечественных автомобилей, эксперты прочат будущее именно продукции совместной сборки. По прогнозам, к 2007 году объем производства российских иномарок может составить 400--450 тыс. автомобилей в год. Таким образом, в будущем доля Spectra может составить более 10% от общего объема, что в общем-то вполне соответствует масштабам деятельности «ИжАвто».
«Перспективы российского автопрома -- в развитии сотрудничества отечественных и западных производителей, и проект KIA Spectra -- один из примеров успешной кооперации, -- говорит Александр Балахнин из Rye, Man&Gor Securities. -- А что касается ценовых параметров -- рынок растет, и без покупателя KIA не останется».
Дмитрий КОВАЛЕНКО