|
|
N°38, 05 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Русская мафия» и труп французского банкира
Ход расследования убийства в Женеве французского финансиста Эдуара Штерна покрыто завесой секретности. Но уже первые открывшиеся обстоятельства подталкивают следствие на скользкие версии о сексуальных извращениях или гастролях «русской мафии».
Тело финансиста обнаружили во вторник днем у него в спальне сотрудники из его холдинга IRR. Их встревожило, что он не явился с утра в кабинет, сорвав тем самым деловые встречи. Дверь в квартиру Штерна им помогла открыть консьержка-португалка. Она заметила, что сигнализация не работала -- это означает, что дверь, снабженная высокой степенью электронной защиты, не была взломана. Обнаружив труп, коллеги Штерна сразу вызвали полицию. Они появились немедленно -- отделение полиции размещается на первом этаже того же дома.
Эти подробности "Времени новостей" рассказал судья Мишель Александр Грабер, возглавивший расследование. Он добавил, что Эдуар Штерн был убит тремя выстрелами, два из них -- в голову. Г-н Штерн, видимо, хорошо знал убийцу и сам впустил его. И наконец, самый странный факт -- на убитом был комбинезон из латекса.
Квартира Штерна занимает весь шестой этаж принадлежавшего ему дома в богатом квартале Женевы. В доме у Штерна все было устроено так, что ему даже не надо было выходить на улицу: через подземный паркинг можно прямо пройти в здание на другой улице, где размещался его холдинг IRR. Поэтому отыскать свидетелей трудно. Никто не слышал подозрительных звуков -- стреляли из пистолета с глушителем. Его преступник принес и унес с собой. Принадлежащая Штерну уникальная коллекция огнестрельного оружия оказалась нетронутой.
Комбинезон из латекса дал основания для версии об убийстве на садомазохистской почве. Штерн слыл завсегдатаем злачных мест и вел бурную ночную жизнь. В Женеве он жил один после развода с женой, кстати, она старшая дочь Мишеля Давида-Вейля, хозяина крупного французского банка Lazard Freres. Вместе с тремя детьми она живет в Нью-Йорке.
Впрочем, латекс мог появиться и для того, чтобы замаскировать убийство. Выходец из известной семьи банкиров, Эдуар Штерн был талантливейшим, но рискованным финансистом. Инвестиционный фонд IRR, в котором он являлся одновременно руководителем и мажоритарным акционером, обладает портфельными вкладами на 600 млн евро. Штерну принадлежат пакеты акций других компаний, ряд фирм по операциям с недвижимостью.
Эдуар Штерн отличался взрывным темпераментом. Он обожал покер, в котором отразилась его страсть к финансовым спекуляциям. У Штерна было мало друзей, он был скрытен. Но некоторые его операции стали известны из-за скандалов. Как, например, иск к компании Vivendi Universal или неудавшаяся попытка захвата французской химической компании Rhodia. Сейчас вспоминают и о его темных операциях в офшорах на Каймановых островах (Центральная Америка) или в Люксембурге. На этом поприще он мог нажить себе врагов.
В поисках выгодных комбинаций Штерн, как рассказывают знатоки финансового рынка, вышел на рынки России, других стран СНГ, Восточной Европы. Он пытался сорвать куш на операциях в секторе мобильной телефонии (ему приписывают попытки сыграть роль в тяжбе между IPOC и «Вымпелкомом») и в сделках с недвижимостью, однако понес серьезные потери. В этой связи парижская газета «Монд» считает, что Штерн, не желая расставаться с деньгами, втянулся в спор, приобретавший все более ожесточенный характер. Бизнес-версия убийства не исключается следствием, которое проявляет особый интерес к сейфам, принадлежавшим покойному.
Брошенная на расследование бригада уголовного розыска в составе дюжины инспекторов не исключает и версию о том, что в Женеве наследила «русская мафия». Она могла выступить исполнителем заказного убийства по заказу «партнеров» Штерна по финансовым махинациям. Знавшие его люди говорили "ВН", что в последнее время он жаловался, что ему угрожают. В его квартире срочно установили суперсовременную электронную защиту дверей. Усилили и охрану помещений всех компаний Штерна в Женеве. Это его не спасло -- финансист Штерн сам впустил убийцу в дом.
Варвара СЕМЕНОВА, Женева