|
|
N°125, 17 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путешествие в мир фантазий
Индийцы разозлили пакистанского лидера
Вчерашний заключительный день индо-пакистанского саммита в Агре прошел в мучительном ожидании итогов встречи. Стороны отказались от совместной пресс-конференции, однако экспертам поручили любой ценой выработать взаимоприемлемую декларацию. После официального объявления о завершении саммита премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи и президент Пакистана генерал Первез Мушарраф встретились для продолжения переговоров. Из-за затянувшейся беседы была отменена поездка Мушаррафа к мусульманским святыням на севере Индии, задержался и отлет гостя домой.
Судя по колебаниям настроений местной политической элиты, переговоры были по-настоящему драматичными. После первого, воскресного раунда индийские официальные лица назвали их «честными и конструктивными». Министр информации и радиовещания Индии Сушма Сварай сообщила, что стороны обсуждают снижение риска случайного использования ядерного оружия, перспективы торгово-экономических отношений, вопрос об индийских военнопленных в Пакистане. О проблемах спорных территорий штата Кашмир г-жа Сварай не сказала ни слова.
Раздраженный казенным оптимизмом хозяев, Мушарраф излил свои обиды вчера утром в беседе с группой главных редакторов индийских СМИ. Г-жа Сварай удостоилась персонального замечания: «Ни слова о Кашмире, хотя большая часть моей дискуссии с премьер-министром была посвящена Кашмиру». Министру пришлось оправдываться, что она опустила тему Кашмира без политического умысла. «Я продолжаю говорить о Кашмире, а вы продолжаете говорить о трансграничном терроризме и мерах по укреплению доверия. О каких мерах может идти речь, когда на границе стрельба и взаимное убийство? Я не могу жить в этом мире фантазий», -- кипятился Мушарраф. Гость заметил, что между сторонами до сих пор нет даже единого толкования, что представляет для них Кашмир -- «проблему», «спор» или «вопрос». В дни саммита кашмирские сепаратисты активизировали вылазки -- за три дня погибли 76 человек. «Вы называете это терроризмом, мы называем это подлинной борьбой за свободу», -- прокомментировал события пакистанский лидер.
Капитаны индийских СМИ не остались внакладе и попытались узнать у Мушаррафа о его личном участии в разжигании каргильского кризиса 1999 года, едва не закончившегося полномасштабной войной двух ядерных государств. Гость уклонился от прямого ответа и поведал об обиде Пакистана на индийскую поддержку бангладешских «борцов за свободу» в 1971 году и вторжение на ледник Сиачен в 80-е. «Давайте забудем прошлое и пойдем вперед», -- предложил пакистанский генерал. Дели согласен с такой постановкой вопроса с одной лишь разницей -- «вперед», по мнению индийцев, это куда-то подальше от Кашмира, то есть совсем не в ту сторону, в которую зовет Мушарраф.
Александр ТИМОФЕЕВ