|
|
N°38, 05 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сакура зацветет без Путина
Визит Сергея Лаврова в Японию под вопросом
В ближайшее время российско-японским политическим отношениям не суждено, видимо, выйти из состояния застоя, в котором они пребывают. Такой вывод можно сделать из того, как один за другим переносятся или просто не осуществляются запланированные визиты российских руководителей в Токио.
Пока не осуществился намеченный ранее на начало этого года визит в Японию президента России Владимира Путина. По информации «Времени новостей», на неопределенный срок отложена поездка в Японию российского министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, запланированная на конец февраля. Может не состояться, как стало известно нашей газете, и намеченный на март визит в Японию министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Отвечая на вопрос «ВН» о точных сроках визита, осведомленный японский чиновник не мог скрыть растерянности -- сроки до сих пор не определены. А по словам источника «ВН» в российском МИДе, визит Лаврова в Японию «не удается наполнить конкретным содержанием».
Как сообщала японская пресса, Сергей Лавров мог бы обсудить в Токио общие штрихи программы предполагаемого в апреле, в сезон цветения японской вишни -- сакуры, визита президента России в Японию. Но, как заявил «ВН» высокопоставленный источник в кремлевской администрации, визит Путина в Токио в этом году вряд ли состоится, поскольку те условия, на которых Япония предлагает решить территориальный спор по Южным Курилам, неприемлемы для Москвы.
Токио требует от России признания, что все четыре острова Южнокурильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи) были незаконно захвачены СССР и по праву принадлежат Японии. Осенью прошлого года премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми первым из японских премьеров демонстративно совершил «осмотр» Южных Курил с борта военного катера. По мнению российских дипломатов, этот поход Коидзуми к Курилам нанес решающий удар по уже объявленным ранее планам Владимира Путина осуществить в начале 2005 года визит в Японию (его можно было приурочить к памятной дате в двусторонних отношениях -- подписанию 7 февраля 1855 года первого российско-японского договора). В ноябре прошлого года сначала глава МИД РФ Сергей Лавров, а потом президент России Владимир Путин четко заявили, что территориальное размежевание возможно лишь на основе совместной советско-японской декларации 1956 года, которая предусматривала возможность передачи Японии меньшей части гряды -- островов Шикотан и Хабомаи. А другие варианты для Москвы неприемлемы.
«Сейчас Москве и Токио нужно стремиться к маленьким совместным победам, -- сказал в интервью корреспонденту «ВН» японский эксперт по России. -- Если, несмотря на эмоциональные акции и заявления последних месяцев, Москве и Токио удастся подтвердить и закрепить курс на расширение и активизацию двустороннего сотрудничества в экономике, культуре и других областях, независимо от хода переговоров по территориальному вопросу, то уже это станет существенным шагом вперед в российско-японских отношениях».
Но в Японии существует и другая точка зрения, которая оказывает сильное влияние на правительство: вернуться в отношениях с Россией к тактике времен «холодной войны». Тогда принцип «неразделения политики и экономики» увязывал развитие экономических связей с Россией с решением курильского вопроса. Сейчас предполагается увязать территориальный спор с энергетическим сотрудничеством. Речь идет о разработке нефтегазовых ресурсов Сахалина и возможности осуществления крупномасштабных японских инвестиций в сооружение гигантского трубопровода Ангарск--Находка общей стоимостью 11,5 млрд долларов.
Вячеслав БАНТИН, Токио, Иван СОЛОВЬЕВ