|
|
N°38, 05 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По три книжки в неделю
9 марта во Всероссийском выставочном центре начинает работу VIII Национальная выставка-ярмарка «Книги России». Главное ее отличие от осенней ММКЯ -- особое внимание к регионам. Деловая программа ярмарки в основном рассчитана на пропаганду и развитие книжного дела в российской провинции. Одной из новаций в этой области станет акция «Читают все!», которую проводит Федеральное агентство по делам печати и массовых коммуникаций и газета «Книжное обозрение» -- ее презентация состоится 10 марта. О сути этой акции обозревателю «Времени новостей» Борису ПАСТЕРНАКУ рассказывает главный редактор «Книжного обозрения» Александр ГАВРИЛОВ.
-- Что, собственно, подвигло вас на проведение столь масштабной пропагандистской акции по продвижению литературы в российскую провинцию?
-- Как-то незаметно Россия подошла к рубежу, за которым ситуацию с книгой можно будет назвать совсем скверной. Долгое время книжный рынок рос процентов по 15--20 в год. Но вот сегодня ситуация складывается так, что хотя число новых наименований по отношению к прошлому году немного, но выросло, суммарный тираж упал. Это означает, что рынок затоварен.
-- Меньше чепухи будет издаваться...
-- Существуют издания, ориентированные на широкую публику, и те, что предназначены сравнительно узкому кругу. Первые от затоваривания страдают меньше, чем вторые. Донцовой по-прежнему будет вдосталь, а, к примеру, горячо любимого мною Гандлевского... не уверен. Социологические исследования показывают, что круг чтения россиян меняется быстро и разительно. И не в лучшую, на мой взгляд, сторону.
-- Как говорил один публицист по другому поводу, «Россия, ты одурела!»
-- Я очень не люблю разговоры о том, что Россия «катится в пропасть» и прочее. Сознание безнадежности становится оправданием для бездействия. Ты сам сделай что-нибудь -- и станет лучше. У меня есть уверенность, что мы можем влиять на процесс. Идея акции «Читают все!» родилась из моих наблюдений над состоянием дел в регионах. Люди, которые там занимаются продвижением книг, чувствуют себя катастрофически одинокими.
-- В чем эта идея состоит?
-- Мы подписали договоры с главными редакторами провинциальных печатных изданий и журналистами, ведущими книжные рубрики, -- они еженедельно будут получать по почте две-три свежие книги, о которых смогут написать.
-- Кто отбирает эти книги?
-- Газета «Книжное обозрение». Мы в курсе, знаем все новые книжки. И мы независимы, то есть не принадлежим к литературным или издательским «партиям».
-- А кто отбирает журналистов?
-- Мы объявили о начинающейся акции и получили запросов существенно больше, чем те пятьдесят заявок, на которые первоначально рассчитывали. Теперь будем отбирать в регионах издания с самыми большими тиражами. В проекте по понятным причинам не участвуют Москва и Санкт-Петербург. Опубликованные рецензии мы собираемся вывешивать на сайте конкурса. Три победителя будут приглашены в сентябре на Московскую международную книжную ярмарку.
-- Кто будет платить за книги и рассылку?
-- Все издательства, к которым мы обращаемся, охотно предоставляют нам бесплатно по 50 экземпляров своих книг. А рассылку безвозмездно принял на себя интернет-магазин «Озон».
-- Как вы думаете, попадут ли отрецензированные книги для продажи в регионы?
-- Мы на это надеемся. Думаю, каждый издатель уведомит своих торговых партнеров о том, что его книга попала в рассылку акции «Читают все!» и что на следующей неделе появится минимум пятьдесят рецензий на нее. Но, честно говоря, акцию «Читают все!» мы не рассматриваем как товаропроводящую. Мы не книготорговцы.
-- То есть вы не собираетесь оценивать работу журналиста по количеству экземпляров книг, проданных в регионе после его рецензии?
-- Ни в коей степени!
-- То есть опять не будет никакого объективного показателя эффективности всей этой затеи...
-- Я хочу, чтобы все занимались своим делом. У магазинов есть масса возможностей продвигать книжку: это и прямая реклама, и постеры, и партнерские программы с местными радио- и телеканалами. Все эти инструменты, между прочим, эффективнее, нежели газетные рецензии. Но есть работа, которую никто не может выполнить лучше, чем газетная рецензия, -- это привлечь общественное внимание к книге. Книга уходит из сферы обсуждения. Человек, который думает: «чем бы заняться?» и который пятнадцать лет назад предположил: «А не почитать ли?», сегодня предпочитает клуб, кино или шопинг -- новое развлечение. В значительной степени это вина журналистов, которые отказались от интеллектуальной работы «вокруг книги». Мы хотим вернуть их к этой работе. Я считаю, что если журналист привлекает внимание к первоклассной литературе, то в этот момент он -- говорю это без всякого смущения -- выполняет социальный заказ. В этой работе нуждается общество.
-- Это частная инициатива или государственная?
-- Честно говоря, я ее и придумал. Идею горячо поддержало министерство, нам даже обещают деньги, но пока их нет.
Беседовал Борис ПАСТЕРНАК