|
|
N°37, 04 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сюжет из Островского
Личный дом Константина Мельникова завещан не потомкам архитектора, а российскому государству
Еще раз обнаружились все основания для того, чтобы безалаберная и беспамятная культурная общественность обратила наконец внимание на судьбу гибнущего шедевра авангардной архитектуры -- дома в Кривоарбатском переулке, построенного для себя во второй половине 1920-х великим конструктивистом Константином Мельниковым.
Это уникальное сооружение, составленное из двух цилиндров, с узкой винтовой лестницей, соединяющей подвал, два этажа и антресоли (высота потолков на втором этаже -- удивительное дело! -- варьируется в зависимости от размеров комнат), с сотообразными окнами, делающими похожими здание на фантастический улей. Беспрерывно проектировавший дворцы труда, рабочие клубы и гаражи, Мельников для собственного пользования возвел романтический замок, у которого изящный застекленный фасад переходит сзади в грозный авангардный монолит, испещренный рядами ромбов-бойниц, глядящих в небо.
Но кто знал, что обитателю легендарного дома сыну архитектора художнику Виктору Мельникову в самом деле придется обороняться -- сначала от многоэтажных псевдоклассических новоделов, загородивших арбатскую перспективу, убивших пространственный замысел, угрожающих прочности фундаментов дома, а затем и от прямых посягательств на собственность, причем исходящих не от вальяжных нуворишей-оккупантов, а от членов семьи?
На днях 90-летний художник Виктор Мельников решился вынести сор из избы, пригласил в Кривоарбатский узкий круг российских и западных музейщиков и журналистов и рассказал историю, достойную драм Александра Островского. Дочь Виктора Константиновича Мельникова Елена самочинно-де провозгласила себя владелицей здания и всего хранящегося в нем имущества -- проектов Мельникова, его архивов, мебели, библиотеки и т.д. Речь даже идет о грядущем аукционе, на который выставят и дом, и уникальное собрание.
Виктор Константинович обнародовал завещание, согласно которому принадлежащие ему часть здания и наследие отца он безвозмездно передает государству -- если то устроит в доме музей отца и сына Мельниковых. Завещание уже заверено адвокатом и вступит в силу, коли в апреле суд признает необоснованными претензии г-жи Мельниковой. В этом случае сын тут же предоставит работы отца специалистам для подготовки первой академической ретроспективы Мельникова, в организации которой согласился принять участие присутствовавший на импровизированной пресс-конференции Петер Нойвер -- директор Венского музея декоративно-прикладного искусства, одного из самых модных в Европе.
Итак, перед нами дилемма: разваливающийся памятник архитектуры, остающийся в частных руках и отходящий через торги неведомому владельцу, расходящееся по богатым коллекционерам уникальное собрание, солидная личная прибыль -- или новый общедоступный музей, новая заведомо обреченная на успех выставка и акт бескорыстия беспомощного слепого старика. Выбирать, конечно, суду.
Но даже если он примет сторону Виктора Мельникова, ответственность за дальнейшую судьбу наследия великого зодчего сразу ляжет на плечи государства. Дому прежде всего необходима полноценная реставрация. Несколько лет назад московские власти решили отремонтировать его. Но, по словам Виктора Константиновича, все только испортили. После грубого вмешательства в доме стал обваливаться потолок, протекать крыша, перестала работать уникальная система отопления. Из-за соседних новостроек появились трещины в фундаменте. Так что федеральные власти не имеют права отнестись к подаренному им шедевру Мельникова беспечно и равнодушно.
Свою заинтересованность государство может проявить уже сегодня. Хотя бы тем, что прислушается наконец-то к многократным обращениям культурной общественности (в том числе и членов президентского совета по культуре) и даст дому Мельникова полноценную охранную грамоту: присвоит ему статус памятника архитектуры федерального значения.
Федор РОМЕР