|
|
N°37, 04 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Граната для Розы
Киргизскую оппозицию строго предупредили
Вчера в центре киргизской столицы без четверти пять утра взорвалась граната. В Москве на такое и внимания бы не обратили, но в Бишкеке взрыв отдался звонким эхом. Граната РГД-5 (тип определили саперы) была брошена на балкон второго этажа квартиры экс-министра иностранных дел Киргизии лидера оппозиционного блока «Ата-Журт» ("Отечество") Розы Отунбаевой. Квартира была пуста, поскольку там шел ремонт.
Граната взорвалась на плиточном полу. Взрывной волной выбило стекла в окнах квартиры самой Отунбаевой и ее соседей. Когда корреспондент «Времени новостей» приехал на место происшествия, г-жа Отунбаева давала интервью местным журналистам. Незадолго до этого там побывало около двух десятков милиционеров и оперативников. Последний раз в Бишкеке жилище атаковали несколько лет назад, когда было совершено покушение на бывшего секретаря совбеза Мисира Аширкулова.
На этот раз, судя по всему, целью террористов было не покушение -- они не могли не знать, что квартира пустует. Сама г-жа Отунбаева считает, что ее хотели припугнуть. Если бы ее не отсеяли на стадии регистрации, она должна была сражаться на нынешних выборах за депутатский мандат в том же округе, что и 32-летняя дочь президента Киргизии Бермет Акаева. Розе Отунбаевой, бывшему главе МИДа, бывшему послу в США и Великобритании и бывшему заместителю представителя Генсека ООН по грузино-абхазскому урегулированию, запретили баллотироваться, поскольку последние пять лет она не жила в Киргизии.
«Это попытка властей оказать на нас, оппозицию, давление, но мы не намерены и после таких случаев отказываться от политической борьбы», -- заявила г-жа Отунбаева. Лидер «Ата-Журт» сказала это, выступая на конференции, посвященной свободе СМИ, которая прошла вчера утром в Бишкеке. Это дало основание участвовавшему в конференции пресс-секретарю президента Киргизии Абдилю Сегизбаеву заподозрить г-жу Отунбаеву в политической саморекламе. Мол, если бы взрыв оказался для нее неожиданностью, она не стала бы заниматься в эти часы защитой прессы.
Г-н Сегизбаев сделал и ряд других глубокомысленных заявлений, весьма напоминавших ход мыслей его патрона. «Заявления Розы Отунбаевой о взрыве гранаты в ее квартире являются чистой воды провокацией, -- сказал пресс-секретарь. -- Граната взорвалась у людей в голове, особенно у этих оппозиционеров». Если верить г-ну Сегизбаеву, то никакого взрыва не было вовсе, только одни «заявления». Однако перед этим пресс-секретарь все же заявил: «Пока идет расследование данного факта (он имел в виду все-таки взрыв, а не заявление о нем. -- А.Д.), делать какие-то выводы преждевременно».
Затем Абдиль Сегизбаев вернулся к обличению киргизской оппозиции, которая «занимается опасной политикой». «Это может привести к последствиям, которые мы видели в других странах», -- предупредил пресс-секретарь Аскара Акаева. Имел ли он в виду Украину, где оппозиция добилась смены власти, или Таджикистан, историю оппозиции которого он по молодости лет знает только по рассказам взрослых, так и осталось неясным.
Дело о взрыве в квартире Отунбаевой расследует служба национальной безопасности Киргизии. Возможно, будет возбуждено уголовное дело о покушении на жизнь государственного или общественного деятеля. Как рассказала «ВН» сама Роза Отунбаева, утром она также обнаружила на дверях своей квартиры намалеванный краской знак американского доллара. «Видимо, метят, чтобы точно указать, где надо будет потом громить, или просто пугают», -- меланхолически заметила экс-министр. Гранату, по ее словам, могли бросить с третьего этажа -- квартиру над ней недавно купил сын водителя президента страны.
Аркадий ДУБНОВ, Бишкек