|
|
N°37, 04 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Договор несогласия
Привилегии «Феррари» заставляют остальных объединяться
Идея создать собственный чемпионат, названный Grand Prix World Championship (GPWC), у автомобильных фирм возникла как ответ на нежелание Экклстоуна пересмотреть систему распределения доходов от коммерческих прав «Формулы-1». Изначально в эту группу входили БМВ, «Даймлер Крайслер», ФИАТ, «Форд» и «Рено». «Тойота» и «Хонда», не входящие в этот холдинг, поддерживали его неофициально. Но дело продвигалось медленно. Владельцы команд старались дистанцироваться от планов создать альтернативный чемпионат, не желая становиться могильщиками «Формулы-1». Экклстоун иногда делал вид, что принимает эту затею всерьез, и начинал переговоры с GPWC, обещая «внимательно изучить предложения группы». Но на этом все контакты между оппонентами заканчивались.
Неожиданный прорыв произошел этой зимой. Ситуацию взорвали навязанные Международной автомобильной федерацией (ФИА) очередные изменения в правилах. Направленные якобы на снижение расходов команд и на повышение безопасности гонок нововведения не принесли ни того ни другого. По мнению президента ФИА Макса Мосли, новые требования к аэродинамике, правило «один мотор на две гонки и четыре комплекта шин», которым может воспользоваться гонщик в течение одного гоночного уикенда, должны были снизить скорость машин в среднем на 3 сек. на круге. Но тесты в межсезонье показали, что конструкторам удалось нейтрализовать потери прижимной силы. Скорости остались такими же, а вот затраты на разработки новых шасси только возросли. Это же касается и моторов и резины. Крупные команды, за исключением «Феррари», ощутимо почувствовали увеличение затрат на тесты, потому что теперь они должны были проходить вдвое большую дистанцию, чтобы проверить двигатель, рассчитанный на две гонки, и понять, на что способны шины.
Еще большее возмущение команд и автопроизводителей вызвали планы ФИА ввести с 2006 года восьмицилиндровые моторы объемом 2,4 литра. Исследования, проведенные мотористами, показали, что никакой ожидаемой потери мощности не произойдет, но на постройку новых агрегатов потребуются значительные суммы. В БМВ пытались оспорить это решение в судебном порядке, но вовремя отказались от несбыточных надежд. Вместо этого автопроизводители вновь заговорили о создании собственной, более справедливой серии. Но теперь уже в союзе с командами был составлен «Меморандум понимания», в который вошли «Уильямс», «Макларен», БАР, «Рено», «Заубер», БМВ, «Даймлер Крайслер». Несомненно, что и «Джордан», и «Ред Булл», разобравшись со своими проблемами, также встанут на сторону альтернативщиков.
Это был мощный ход, но Экклстоун приготовил ответный удар. Берни перетащил на свою сторону «Феррари», подписав с Жаном Тодтом новый пятилетний Договор согласия. По слухам, компенсация за «предательство» оказалось более чем внушительной -- 55 млн фунтов. Кроме того, на протяжении действия соглашения команда будет получать еще по 50 млн ежегодно, а также имеет право налагать вето в обсуждениях по всем будущим изменениям технического регламента. Правда это ли нет, но факт остается фактом, «Феррари», самая старейшая и популярная команда «Формула-1», раскол не поддержала, оставшись на стороне Экклстоуна и ФИА. Что не прибавляет авторитета альтернативному чемпионату, даже если он когда-нибудь появится.
Дмитрий СИТНИК