|
|
N°37, 04 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Деньги или скорость
Не все новички нынешнего сезона смогут оставить след в истории
Выбор пилотов для небогатых команд вроде «Джордана» (до продажи) или «Минарди» всегда сопряжен с трудностями: кого предпочесть -- подающего надежды молодого гонщика из младших «формул» без гроша за душой или порой немолодого и совсем бесталанного рент-драйвера, за которым стоят спонсоры. За последнюю пятилетку только через эти две команды Большого цирка прошло 23 гонщика. Одни, как Жан Алези и Йос Ферстаппен, завершали здесь карьеру, другие, наоборот, делали первые шаги в «Формуле-1», но большинство, откатав сезон-другой, исчезали из поля зрения болельщиков. Желание зарабатывать не только деньги, но иногда и очки заставляет руководство команд находить правильный баланс при подборе новых пилотов. Когда-то Эдди Джордан дал шанс молодому Михаэлю Шумахеру, а Джанкарло Минарди угадал с Фернандо Алонсо.
Но времена меняются. Даже молодые пилоты, не имеющие спонсорской поддержки, неохотно идут в команды-аутсайдеры. Плестись все время в хвосте пелотона, молясь, чтобы машина доехала до финиша, -- не лучшее начало карьеры. Одно очко, набранное гонщиками «Минарди» в прошлом году, не показатель их силы или слабости. Действительно, выступая на медленной и ненадежной машине, трудно снискать себе славы. Но шеф команды Пол Стоддарт решил заменить Жолта Баумгартнера и Джанмарию Бруни. Просмотрев результаты тестов претендентов и списки спонсоров, которых они могут за собой привести, австралиец остановился на Кристиане Альберсе и Патрике Фризахере.
Кристиан Альберс родился 16 апреля 1979 года в голландском Эйндховене. В «Формулу-1» Кристиан пришел не совсем обычным путем. Как водится, был тут и выигранный национальный чемпионат по картингу, и победы в различных «формулах», но было и неудачное выступление в «Формуле-3000», которая всегда считалось дверью в «Ф-1». Выступая в 2000 году за «юниорский» «Эрроуз», Альберс познакомился с Полом Стоддартом, руководившим в то время этой командой. В следующем году австралиец купил «Минарди», куда в качестве тест-пилота пригласил и Кристиана. Казалось, что вот-вот и осуществится мечта любого молодого гонщика, но голландец круто изменил судьбу, предпочтя быть действующим гонщиком в немецкой кузовной серии ДТМ ожиданию шанса попасть в кокпит боевой машины из запаса «Минарди». В ДТМ Альберс оставался на виду, борясь за самые высокие места, но последние два сезона чемпионский титул уплывал у него из рук буквально в последний момент. Все же стабильность Кристиана не осталась без внимания -- им интересовались многие команды «Ф-1», но до конкретных предложений дело так и не дошло. В 2004 году «Джордан» и «Минарди» почти одновременно пригласили пилота на свои тесты. В итоге Кристиан оказался в итальянской команде. Два года назад Йос Ферстапен, покидая «Минарди», обронил: «Лучше сидеть дома, чем гоняться за такую команду». В том, сколько правды в этой злой шутке своего опытного соотечественника, Кристиан Альберс сможет убедиться на своем опыте.
Австриец Патрик Фризахер на год моложе своего напарника. Гоночное мастерство он осваивал в картинговой школе своего отца. Затем были выступления в итальянском первенстве по картингу, немецкая «Ф-3», международная «Ф-3000», где он пользовался поддержкой компании «Ред Булл». Дитрих Матещитц видел в начинающем гонщике наследника гоночных традиций Австрии, которая дала «Формуле» Йохана Риндта и Ники Лауду. Когда на стартовом поле появился «Ред Булл Расинг», Патрика почти сразу записали в основные претенденты на место в ее составе. Но руководство «Красного быка» не спешило связываться с необстрелянным новичком, выбрав более опытного австрийца Кристиана Клина. Фризахер уже почти смирился с ролью тест-пилота, которую предложили ему в «Минарди», но в феврале выяснилось, что основной пилот команды Николас Кьеза не смог собрать необходимых финансовых средств для оплаты своих выступлений и лишился места в маленькой «скудерии». Несмотря на то что за плечами молодых пилотов «Минарди» нет ни одной гонки в "Формуле-1", многие специалисты считают, что эта пара одна из самых перспективных в Больших призах.
Долгая неопределенность в будущем «Джордана» наложила отпечаток и на выбор гонщиков. Когда в середине января Алекс Шнайдер купил команду, все серьезные пилоты уже оказались разобранными. Поэтому, рассматривая начинающийся сезон как переходный, новое руководство решило не напрягаться в поисках достойных кандидатур. Тревор Карлин, новый спортивный директор, пригласил двух пилотов, с которыми давно и хорошо знаком по работе в младших «формулах».
Тьяго Монтейро родился в 1976 году в Португалии, стране с не самими богатыми гоночными традициями. До Тьяго в «Формуле-1» выступало всего трое португальцев, набравших общими усилиями лишь одно очко. Свою карьеру Монтейро начинал в кузовных гонках, но, не добивших особых успехов, решил попробовать свои силы в французской «Ф-3». Хотя португалец и удостоился звания «лучшего новичка» в первый год выступлений, он оставался на вторых ролях. Перепробовав без особого успеха множество соревнований от «Ле-Мана» до американского «Чампкара», в 2004 году Монтейро оказался в команде «Карлин Моторспорт» мировой серии «Ниссан». Как оказалось, это был счастливый билет. Он занял второе место в чемпионате, и когда Тревора Карлина пригласили на должность спортивного директора в «Джордан», Тьяго последовал за своим шефом. У пилота уже был опыт общения с машинами «Формулы-1»: в 2002 году он тестировал «Рено», а в прошлом -- «Минарди». Это плюс огромный опыт, накопленный португальцем в других гонках, должен помочь ему и его новой команде быстрее освоиться в «Ф-1».
Нараин Картикеян -- еще один старый знакомый Тревора Карлина. Их сотрудничество началось еще в 1998 году, когда начинающий пилот, сын чемпиона Индии по ралли, пройдя обучение в одной известной французской гоночной школе, получил место в молодой команде «Карлин Моторспорт», выступавшей тогда в британской серии «Ф-3». Несколько ярких побед привлекли к нему внимание сразу нескольких команд «Формулы-1», но тесты в «Ягуаре» и «Джордане» не завершились подписанием контракта. Нараин продолжил сотрудничество с Тревором Карлином и после того, как англичанин перешел со своей командой в серию «Ниссан». Даже переход в другую команду в прошлом сезоне не испортил отношений между гонщиком и владельцем конюшни. Карлин не забыл «самого быстрого индуса в мире» и пригласил его в «Джордан». К тому же не секрет, что Индия представляет собой огромный рынок, и появление индийского гонщика, несомненно, привлечет интерес болельщиков и компаний из этой страны к команде Алекса Шнайдера. А если вспомнить, что уже давно идут разговоры о проведении Гран-при в этой азиатской стране, то появление первого индийского гонщика «Формулы-1» нужно признать гениальным маркетинговым ходом новых владельцев «Джордана».
Дмитрий СИТНИК