Время новостей
     N°37, 04 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.03.2005
С Красной площади в Австралию
Сегодня на Зеленом континенте стартует первый гоночный уикенд сезона «Формулы-1»
Сезон «Формулы-1» в этом году для России начался необыкновенно рано -- за неделю до старта первой гонки чемпионата. Презентация на заснеженной Красной площади, устроенная новым владельцем команды «Джордан» канадским бизнесменом российского происхождения Александром Шнайдером, символизировала наступление новой эпохи во взаимоотношениях между поклонниками королевы автоспорта из России и предметом их обожания, еще вчера казавшимся таким далеким. Мы все-таки попали в этот клуб для избранных, хотя и не совсем так, как задумывалось изначально. Свой автодром у нас появится еще нескоро, пилоты, видимо, тоже, зато теперь есть целая команда. Правда, еще год над боксами «Джордана» будет развиваться британский флаг, а окончательно своей для нас команда станет только через год, после переименования в «Мидланд Ф1». Но следить за ней мы будем с особым пристрастием, не обделяя вниманием и остальных участников «Больших призов».

«Джордан»

Конечно, жаль, что этот сезон станет последним для «Джордана», который за 14 лет в «Ф-1» приобрел уважение и любовь большинства любителей автоспорта во многом благодаря яркой фигуре бывшего хозяина конюшни Эдди Джордана. Когда-то его пилоты считались грозой авторитетов. Ирландцу одинаково легко удавалось найти как новую звезду, так и деньги, чтобы помочь ей засиять. Но эти счастливые времена прошли. Команда, открывшая Михаэля Шумахера, Рубенса Баррикелло, Эдди Ирвайна, в последнее время влачила жалкое существование, набрав в прошлом году лишь пять очков. Отравляясь в «последний бой», Эдди Джордан вооружил свои машины двигателями «Тойота» вместо прошлогодних «Косвортов». Но насколько удачной оказалась эта замена, сейчас сказать трудно -- в межсезонье вместо обкатки нового шасси в «Джордане» занимались поисками и обкаткой новой пары пилотов. В итоге выбор пал на португальца Тьяго Монтейро и первого гонщика «Ф-1» из Индии Нараина Картикеяна, протеже Берни Экклстоуна. Японские моторы неплохо зарекомендовали себя в прошлом году, и будь команда в другой ситуации, можно было бы рассчитывать на несколько удачных гонок, но сегодня время работает против «Джордана»: уже через год это будет совсем другая команда -- с новым шасси, новым двигателем, новым составом гонщиков, новым хозяином и, наконец, новым гражданством.

«Тойота»

Заводская «Тойота» продолжает удивлять лишь своим неторопливым развитием относительно того, какие вкладываются в команду средства. С дебюта в 2002 году потрачено около миллиарда долларов, и прошлогоднее восьмое место без единого подиума за 51 проведенный Гран-при не лучший итог для отчета. Насколько хватит еще терпения у людей, от чьих решений зависит судьба команды? Как быстро может надоесть не приносящая радость игрушка, мы видели на примере «Ягуара». Перед приближающимся началом сезона, в период, когда от радужных обещаний или хотя бы сдержанного оптимизма тает самое скупое спонсорское сердце, в «Тойоте» подозрительно тихо. И только Ярно Трулли, наиболее плотно работавший зимой с новым шасси, созданным под руководством Майка Гаскойна, в конце концов не выдержал, вынеся машине неутешительный диагноз: «Она кажется мне быстрой и конкурентоспособной, но, увы, не на большой дистанции. Главная проблема -- чрезмерный износ задних шин. Все дело в неправильном распределении веса, но пока неясно, связано это с ошибками в аэродинамике или механике. Уже на третьем круге этой машиной сложно управлять, и она напомнила мне старый «Джордан».

«Ягуар»

«Ягуару», брошенному «Фордом», недолго пришлось ждать покупателя. Команду прибрал к рукам австрийский миллиардер Дитрих Матешиц, сменив вывеску и полностью обновив командный штаб. Единственное, что осталось на память от «дикой кошки», -- мотор «Косворт». Кстати, и эта прославленная фирма сменила владельцев. Сегодня компанией руководят совладельцы американской гоночной серии КАРТ Кевин Кальковен и Джерри Форсайт. И новый двигатель, несмотря на изменения в правилах, получился даже мощнее, чем прошлогодний. А сплав опыта Дэвида Култхарда и молодости Кристиана Клина может стать неплохой основой для успешного старта новой команды. Вот только полная смена технического руководства, произошедшая в разгар межсезонья, может вызвать неразбериху на первых этапах чемпионата, как всегда бывает, пока люди не притрутся друг к другу.

«Минарди»

На фоне уставшего от необходимости жить с протянутой рукой Эдди Джордана и вовсе трусливо сбежавшего с поля боя «Форда» «Минарди» проявляет редкую стойкость в борьбе за свое существование. Пол Стоддарт, шеф команды, ведет войну сразу на несколько фронтов. От австралийца достается буквально всем: и Международной автомобильной федерации (ФИА) -- за новые правила, и богатым командам -- за то, что они не помогают бедным частникам, вроде самого Стоддарта и его товарища по несчастью Эдди Джордана, и даже самому Берни Экклстоуну -- за нежелание делиться доходами. И в последнее время ему удалось даже выиграть несколько сражений. Из-за неясности с поставщиком двигателей «Минарди» не успела построить новые шасси, соответствующие изменившемуся регламенту этого года, но сумела убедить другие команды разрешить использовать прошлогодние машины. Хотя бы на первые три гонки. Пользуясь недовольством руководства большинства конюшен постоянно меняющимися правилами, Стоддарт сплотил их вокруг себя, возглавив в прошлом году заговор против ФИА, чуть не обернувшийся в прошлом году отставкой президента федерации Макса Мосли. Однако все эти политические успехи мало влияют на спортивные результаты -- безусловный аутсайдер вряд ли и в этом году чем-то удивит.

«Заубер»

Поистине швейцарское спокойствие царит в «Заубере», еще одной частной команде. Нейтральная позиция Петера Заубера в разгоревшемся споре о нововведениях между командами легко объяснялась контрактом на поставку двигателей «Феррари». Ведь не секрет, что многие сведущие в подковерных интригах «Формулы» люди считают, что некоторые из навязанных изменений, не устроивших большинство команд, приняты если не с прямой подачи Скудерии, то с ее молчаливого согласия. И в этой ситуации проявлять излишнее недовольство и без того всегда сдержанному Зауберу было просто глупо. Все межсезонье команда провела необычайно тихо. Единственная громкая новость из стана «Заубера» пришла еще в прошлом году, когда швейцарцы решили сменить шинников из «Бриджстоун» на «Мишлен». По результатам же зимних тестов вывод напрашивается сам собой: Филипе Массе нужен более быстрый напарник. К сожалению, Жак Вильнев еще раз доказал, что как гонщик он закончился несколько лет назад.

«Уильямс»

Еще свежи в памяти бурные восторги, которые в прошлом году вызвало появление на публике нового «Уильямса», сразу прозванного «саблезубым» за характерные бивни, поддерживавшие переднее крыло. И каким оглушительным фиаско обернулось это конструкторское решение для команды. Экспериментировать еще раз Фрэнк Уильямс не стал, пригласив на должность главы отдела аэродинамики Лоика Бигуа, конструктора без «заскоков» в отличие от своей предшественницы Антонии Терци. Но новое шасси пока не поражает ни своим видом, ни своей скоростью. В «Уильямсе» уже признали, что у машины проблемы с аэродинамикой -- не хватает прижимной силы. В прошлом году команда построила вторую аэродинамическую трубу для продувки более масштабных моделей (60-процентных против прежних 50). Поэтому возникшие затруднения вызывали недовольство у партнеров сэра Фрэнка из БМВ. Как и «Тойота», еще один столп мировой автоиндустрии потратил немало евро на поддержание своей спортивной программы. И в 2003 году казалось, что успех уже близок. Но следующий сезон оказался провальным. Сразу же поползли слухи, что немцы подумывают о целесообразности дальнейшего пребывания в «Формуле-1». Дыма без огня не бывает, так что еще одной неудачи альянс «Уильямс»--БМВ может не выдержать. Риск велик, учитывая потерю обоих призовых пилотов. Марка Уэббера с натяжкой можно назвать равноценной заменой Хуану Пабло Монтойе или Ральфу Шумахеру, но Ник Хайдфельд -- скорее дань союзникам из Германии, пилот на замену в ожидании вольной Дженсона Баттона.

БАР

Пока Баттон работает в БАР, и, надо признать, с полной отдачей, показывая стабильно лучшие результаты, чем его напарник Такумо Сато. Нашумевшая история с неудавшимся переходом в «Уильямс» на Дженсоне отразилась мало. Зато человек, сохранивший команде главную ударную силу, вынужден был уйти по окончании прошлого сезона. Дэйв Ричардс покинул БАР, оставив в наследство прошлогоднее второе место в Кубке конструкторов. У конюшни практически сменился владелец -- «Хонда» выкупила контрольный пакет у британско-американского табачного концерна и не скрывает, что хочет большего участия в управлении командой. Новая метла вымела Ричардса, оставив при этом весь сор в избе. Причины, по которым компания отказалась от одного из самых успешных менеджеров в автоспорте, пока держатся в секрете обеими сторонами. Возможно, свою лепту внес и Баттон, чьи отношения с бывшим начальником трудно назвать идеальными. Машине, оснащенной революционной карбоновой коробкой передач (японским инженерам удалось избежать кратковременного пропадания мощности при переключении передач, добиться радикального снижения массы и размеров), вполне под силу решать и более сложные задачи, чем одна победа в прошлом году. Так что Дженсон в конце сезона может оказаться в щекотливой ситуации, когда встанет вопрос, оставаться ему в прогрессирующем БАР или переходить в буксующий «Уильямс». Будущее Дженсона Баттона определится перед Гран-при Италии. Дженсон не покинет БАР, если к 1 сентября команда достигнет результата, оговоренного контрактом в процентах от очков команды-лидера. Если нет, гонщик имеет право перейти в другую команду...

«Рено»

Захватывающее соперничество БАР и «Рено» в борьбе за второе место в прошлом сезоне скрасило однообразие победного марша «Феррари». Французы в итоге проиграли борьбу на финише, но о реванше никто не говорит. На презентации болида этого года в Монте-Карло будущее «Рено» рисовалось соответствующим обстановке -- величественным и роскошным. Цель одна -- победа в чемпионате. На тестах Фернандо Алонсо и Джанкарло Физикелла продемонстрировали огромный потенциал нового «Рено», хотя и признали, что машина еще ненадежна.

«Макларен»

Отсутствие новостей -- уже хорошая новость для поклонников «Макларена». Последние два межсезонья научили англичан быть осторожнее с прогнозами. Намучившись с мертворожденным МР4-18 и его недоразвитым «братом» МР4-19, Рон Деннис отнесся к созданию «Макларена» образца 2005 года как никогда серьезно. МР4-20, уже прозванный «рогатым» за дополнительные крылья, выросшие на воздухозаборнике за спиной гонщика, получился резвым, под стать парочке Монтойя--Райкконен. Финну удалось побить рекорд трассы в Валенсии, но год назад «Макларен» также летал в межсезонье, а затем едва ползал в чемпионате. Повторение этого сценария обернется фарсом, еще более нелепым, если Монтойя и Райкконен увязнут в междоусобице, ожидаемой многими после объявления о переходе колумбийца в «Макларен». Однако история соперничества Алена Проста и Айртона Сенны научила Рона Денниса направлять энергию своих гонщиков в нужное русло.

«Феррари»

Смогли ли остальные команды сократить отставание от «Феррари», мы не узнаем, пока ранним утром в воскресенье на трассе «Альберт-парк» в Мельбурне не зажгутся зеленые огни стартового светофора. Скудерия продолжает самодержавно править в Королевских гонках, беспощадно подавляя сопротивление как на трассе, так и за ее пределами. Не обращая внимания на возмущение, в кои-то веки объединившее и богатых, и бедных, в Маранелло спокойно готовятся к очередному сезону. В прошлом году Жан Тодд утверждал, что им удалось создать лучшую машину из всех когда-либо участвовавших в «Формуле-1». На презентации новой "Ф-2005" эту фразу слово в слово повторил технический директор команды Росс Браун. И если это и сейчас окажется правдой, то самым запоминающимся событием наступающего сезона так и останется презентация «Джордан» на заснеженной Красной площади.

Чемпионат 2005. Гран-при сезона
Дата Гран-при Трасса
06.03 Австралия Мельбурн
20.03 Малайзия Сепанг
03.04 Бахрейн Сахир
24.04 Сан-Марино Имола
08.05 Испания Барселона
22.05 Монако Монте-Карло
29.05 Европа Нюрбургринг
12.06 Канада Монреаль
19.06 США Индианаполис
03.07 Франция Маньи-Кур
17.07 Великобритания Сильверстоун
24.07 Германия Хокенхайм
31.07 Венгрия Будапешт
21.08 Турция Стамбул
04.09 Италия Монца
11.09 Бельгия Спа
25.09 Бразилия Сан-Пауло
09.10 Япония Сузука
16.10 Китай Шанхай

Дмитрий СИТНИК