|
|
N°36, 03 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сянганская рокировочка
Отставка главы администрации утихомирит оппозицию
Вчера сянганские газеты сообщили об отставке главы местной администрации 67-летнего Дун Цзяньхуа (Тунг Чи-хва). Он стал первым руководителем китайского Сянгана (Гонконга) после того, как эта бывшая британская колония перешла под власть Пекина в 1997 году. До него территорией управляли присланные из Лондона губернаторы.
Г-н Дун мог бы остаться на своем посту до 2007 года, отработав два срока по пять лет. Однако популярность его упала настолько, что Пекин решил поскорее заменить сянганского начальника. В декабре 2004 года китайский партийно-государственный руководитель Ху Цзиньтао публично призвал Дун Цзяньхуа «поискать недостатки» в работе администрации Сянгана. В духе авторитарной политической культуры Китая эти слова были восприняты как сигнал о грядущем смещении с должности. Власти КНР якобы приняли отставку Дуна еще в прошлую субботу, но официальных комментариев пока нет.
Сын богатого шанхайского судовладельца, бизнесмен Дун Цзяньхуа занялся политикой лишь после 1997 года, когда Пекин одобрил его кандидатуру на пост главы администрации Сянгана. Под его управлением бывшая колония сохранила стабильность и экономическую динамику, однако местная оппозиция вот уже несколько лет из последних сил борется за смещение Дуна. Его винят в неадекватной реакции на кризис, связанный с эпидемией атипичной пневмонии в 2003 году, а также в поддержке спорного закона о борьбе с «подрывной деятельностью», который можно использовать для ограничения гражданских свобод сянганцев. 1 июля 2003 года на улицы Сянгана вышло почти полмиллиона жителей, требуя отставки Дуна и расширения демократии.
Китайские власти обставили дело так, что смещение Дун Цзяньхуа будет выглядеть не как уступка демократической оппозиции, поощрять которую Пекин не собирается, а как почетное повышение. Представитель МИД КНР в Сянгане Ян Вэньчан заявил агентству Рейтер, что Дун Цзяньхуа «вполне достоин выдвижения в кандидаты на пост заместителя председателя всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК)».
Как раз сегодня в Пекине открывается десятидневная сессия НПКСК -- совещательного органа, в который входят представители некоммунистической интеллигенции, деловых и религиозных кругов. В понедельник членом НПКСК стал и Дун Цзяньхуа. Функционально НПКСК можно сопоставить с Общественной палатой, которую создают в России. Нужно только сделать поправку на китайские масштабы -- НПКСК насчитывает 2,3 тыс. членов. Должность зампреда ВК НПКСК вполне престижна, хотя никаких реальных полномочий она не дает. По сути, речь идет о почетной ссылке в центральную власть, хотя выдвижение известного гонконгского политика в китайскую «общественную палату» способно обогатить ее работу новым опытом и свежими идеями.
Ожидается, что преемником Дуна станет главный министр правительства Сянгана 60-летний Цзэн Иньцюань (Дональд Тсанг). Второй человек в местной иерархии, он заметно отличается от нынешнего главы администрации. Цзэн популярен в народе, он выходец из небогатой семьи -- сын полицейского, самостоятельно сделавший карьеру чиновника. Он снискал себе репутацию грамотного финансиста еще при британской власти и с успехом применил свои знания при защите сянганской экономики от удара азиатского кризиса 1997 года. Его послужной список портит лишь долгая и успешная карьера в колониальной администрации.
Уход нынешнего главы администрации и назначение популярного руководителя надолго собьет накал оппозиционных страстей в Сянгане. Но проблема демократизации политической системы все равно останется. Ныне главу администрации выбирает коллегия из 800 человек, представляющих различные слои общества. Сянганские демократы требуют, чтобы прямые всеобщие выборы прошли уже в 2007 году, но Пекин на это не согласен. Возможный компромисс на ближайшее время -- расширение коллегии выборщиков при старых правилах игры.
Тема Сянгана тесно связана с болезненной для Китая тайваньской проблемой. Открывающаяся в пятницу парламентская сессия Всекитайского собрания народных представителей, заседающего параллельно с НПКСК, собирается обсудить закон о борьбе с сепаратизмом, задуманный как предупреждение тайбэйским раскольникам. Однако одного запугивания тут мало.
Тайваньцам надо показать, что в присоединенном к КНР по формуле «одно государство -- две системы» Сянгане дела идут хорошо и люди довольны жизнью. Тайбэй уклоняется от обсуждения темы воссоединения с материком в том числе и под предлогом «зажима демократии» в Сянгане. На деле свобод в Сянгане не стало меньше, чем было при англичанах. Однако огромные демонстрации в бывшей колонии нанесли ущерб престижу Китая. Нынешняя смена руководства поможет стабилизировать ситуацию.
Александр ЛОМАНОВ