Время новостей
     N°36, 03 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2005
Привет с Урала
У Муртазы Рахимова начались семейные проблемы
В одном из самых сложных национальных регионов России -- Башкирии -- за последние несколько месяцев произошли события, позволяющие говорить если не о дестабилизации, то о серьезном ослаблении действующей власти. В условиях практически созревшего внутреннего заговора и нового федерального законодательства появляются основания для смены региональной власти. Проблема в том, что Кремлю пока некем заменить правящего республикой уже второе десятилетие Муртазу Рахимова.

В декабре 2003 года г-н Рахимов с большим трудом победил на выборах главы республики. С ним соперничали бывший управляющий Межпромбанка, советник председателя исполкома «Единой России» Сергей Веремеенко и бывший топ-менеджер и совладелец ЛУКОЙЛа Ралиф Сафин. Причем если г-н Сафин опирался на собственные силы и ресурсы, то г-н Веремеенко практически официально пользовался поддержкой силовой части кремлевской команды. Тогда Муртазе Рахимову удалось вновь возглавить республику -- в частности, при условии, что на топливно-энергетическом рынке республики смогут легально работать не только башкирские компании. Напомним, что почти весь ТЭК Башкирии принадлежит семье Рахимовых. Башкирия оставалась одним из последних не поделенных крупным бизнесом регионов.

В апреле 2003 года, в преддверии кампании по выборам президента, руководство Башкирской топливной компании (стопроцентно государственной) провело комбинацию, в результате которой госпакеты акций компаний «Башнефть» и «Башкирэнерго», а также акции входящего в «Башнефтехим» уфимского ОАО «Башкирнефтепродукт» оказались в собственности контролируемой сыном Муртазы Рахимова - Уралом -- компании «Башкирский капитал».

Счетная палата назвала такую приватизацию «превышением полномочий Муртазой Рахимовым». Выяснилось, что публичных торгов не проводилось, а доходы бюджета в размере 13 млрд руб. автоматически оказались в «Башкирском капитале», то есть бюджет республики не получил от такой приватизации ни копейки. Главное управление МВД по Приволжскому округу возбудило уголовное дело, но башкирским судам пока удалось остановить следствие. Во вторник президент Башкирии аннулировал собственное разрешение двухлетней давности на продажу Башкирской топливной компанией акций предприятий ТЭК компании «Башкирский капитал».

Заинтересовала федеральный центр и еще одна сделка башкирских нефтяных магнатов. Они сдали в аренду крекинг-установки Уфимского НПЗ и «Уралнефтехима» никому не известным фирмам из казахстанского Байконура, где действуют российские законы льготного налогообложения. Эта сделка стала предметом разбирательства Верховного суда, который установил, что только за 2001 год башкирский нефтяной сектор не уплатил в бюджет налогов почти 10 млрд рублей.

По данным башкирских аналитиков, экономические инициативы Урала Рахимова перестали устраивать отца. Даже выполнение обязательств перед Кремлем в виде содействия внедрению "Газпрома" в республику, полностью не могли застраховать Муртазу Рахимова. Ощутив давление, депутат Госсобрания республики Урал Рахимов перешел к политическим методам борьбы. В минувший четверг Рахимов-старший раскрыл заговор против себя, зревший среди башкирских депутатов, работающих «в руководстве крупнейших топливно-энергетических компаний». Они хотели сделать спикером сына президента Урала Рахимова и якобы собирались в ближайшее время провести конституционную реформу, сделав Башкирию парламентской республикой.

Муртаза Рахимов на заседании парламента намекнул, что целью депутатов-"путчистов" могла быть и его собственная отставка. По новой схеме назначения глав субъектов федерации их кандидатуры по представлению Владимира Путина должен утверждать региональный парламент. Башкирский президент дал понять, что такая возможность парламенту представится нескоро, поскольку досрочно слагать с себя полномочия, истекающие в декабре 2008 года, он не собирается.

Политическую стабильность, завязанную на одном человеке, пошатнули не только внутренние неурядицы. В январе в Башкирии прошли одни из самых массовых в России акции протеста против монетизации льгот. Не добавила очков региональной власти и милицейская зачистка в Благовещенске, которая была замечена федеральным центром.

В минувшую субботу перед Белым домом в Уфе прошел митинг оппозиции. По разным данным, от двух до пяти тысяч человек требовали добровольной отставки Муртазы Рахимова и расследования милицейского произвола в Благовещенске. Параллельно буквально в 50 метрах от этого митинга собрались около 800 молодых людей. Они провели акцию «Город без наркотиков». По мнению наблюдателей, это был своего рода «сдерживающий» митинг, организованный администрацией президента республики.

Источник "Времени новостей" предположил, что между активным освещением событий в Благовещенске и ссорой между Рахимовыми есть связь. Таким образом, Урал Рахимов, вероятно, пытается пошатнуть позиции отца. Но в нынешней ситуации назначения глав регионов президентом Рахимову-младшему сложно рассчитывать на благословение Кремля -- в республике он прославился нелояльностью Москве. При этом поддержка феодальной передачи власти в регионе стала бы для центра большим ударом по демократическому имиджу. По мнению политтехнолога, основательной поддержки в центре у «старой» оппозиции нет: «Те, кто воевал против Муртазы Рахимова на выборах, имеют некоторые связи только на уровне отдельных чиновников, например, в окружении полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко. Получается, что Урал Рахимов -- единственная оппозиция в регионе. Но центр не заинтересован в его поддержке».

Тем не менее сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» не исключил смены власти в Башкирии: «В обозримом будущем это неизбежно. Вопрос состоит в том, чтобы выбрать благоприятный момент. Сейчас все построено на том, что у Кремля нет крупной политической фигуры в Башкирии, которой можно было бы заменить действующего президента. Еще это вопрос политической воли -- обеспечить поддержку такому человеку. На мой взгляд, ее пока недостаточно».

Дарья ГУСЕВА