Время новостей
     N°125, 17 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.07.2001
Гражданские покусились на военный бизнес
Трагедия Ил-76 авиакомпании «Русь», разбившегося в субботу при взлете с аэродрома Чкаловский, обострила и без того напряженные отношения между гражданскими и военными воздушными грузоперевозчиками. Вчера глава Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Александр Нерадько сказал, что следовало бы переместить коммерческие перевозки с военных аэродромов на гражданские. Сразу после аварии, в субботу, он уже распорядился полностью или частично приостановить перевозки на трех подмосковных аэродромах.

Последняя катастрофа формально не имеет отношения к военному авиабизнесу. Как подтвердили корреспонденту газеты «Время новостей» в авиакомпании «Русь», разбился принадлежащий ей (а не арендованный у базирующего в Чкаловском 223-го отряда ВВС) самолет гражданской модификации Ил-76ТД. Военные летают на версии Ил-76МД, приспособленной под их специфические нужды.

Тем не менее первые оргвыводы ГСГА больнее всего ударили по военным перевозчикам. В субботу Александр Нерадько разослал телеграмму, запрещающую полеты воздушных судов с аэродромов Чкаловский и Мигалово (под Тверью). В аэропорту Раменское запрещено летать грузовым самолетам авиакомпаний, которые там не базируются. Запрет введен на неопределенный срок. В силу своего ведомственного статуса все три аэродрома считались «тяжелыми» у таможенников и представителей других гражданских контролирующих органов. По той же причине эти воздушные гавани пользовались повышенной популярностью у отечественных импортеров ширпотреба.

Деятельность чкаловского 223-го отряда ВВС и их коллег из размещенного в Раменском 224-го авиаотряда военно-транспортной авиации крайне раздражает гражданских авиагрузовых коммерсантов. Военных традиционно обвиняют в демпинге за счет использования «дармовой» государственной авиатехники и топлива. Вчера на пресс-конференции в ГСГА Александр Нерадько не исключил участия военных авиаторов в бизнесе, однако подчеркнул, что они должны работать «по тем же правилам», что и гражданские.

Военным идея «одинаковых правил», то есть всеобъемлющего гражданского контроля в сфере коммерческих перевозок, не слишком нравится. Сотрудник 224-го авиаотряда, беседовавший вчера с корреспондентом газеты «Время новостей» на условиях анонимности, высказал мнение, что Нерадько превысил свои полномочия, когда «закрыл» три военных аэродрома. Этот же анонимный ас заявил, что 224-й отряд делает от -4% грузовых авиаперевозок в России, а 223-й -- еще меньше. Следовательно, они отбивают у гражданских коллег немного хлеба. В запрете полетов из Чкаловского, Раменского и Мигалова наш источник не видит слишком большой беды. По его словам, организовать работу с других аэродромов вполне возможно. А вот если военных совсем отстранят от этого бизнеса, то максимум через два года пилоты разойдутся по коммерческим авиафирмам.

Михаил КУКУШКИН