|
|
N°35, 02 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто пришел тратить, тот не экономит
«Детей Арбата» покупали дети Арбата
Рейтинг продаж книг в супермаркетах Москвы комментирует генеральный директор фирмы «Лабиринт» Евгений ПАТРУШЕВ.
Это рейтинг продаж в супермаркетах Москвы за четыре месяца -- с сентября по декабрь 2004 года. «Дети Арбата» были лучшими в ноябре и декабре -- когда сериал шел на ТВ. В предыдущем выпуске книжной полосы коммерческий директор книготорговой фирмы «36,6» Дмитрий Палестин отметил, что, по его данным, «Дети Арбата» в течение года продавались существенно хуже, чем, к примеру, «Московская сага» Василия Аксенова, которая тоже активно раскручивалась телевидением. Между нашими данными нет противоречия. Если бы я сейчас комментировал полную картину книжных продаж по всей стране, «Дети Арбата» оказались бы в лучшем случае во второй сотне названий. Но перед нами рейтинг продаж в московских супермаркетах. Причем в супермаркетах класса «премиум», то есть дорогих: «Седьмой континент», «Азбука вкуса», «Алые паруса»... Книги в таких местах продаются по своим законам.
Лучше всего в таких торговых точках продаются, во-первых, бестселлеры общего рынка («свежие» Акунин, Пелевин, Мураками...). Десятая позиция Лукьяненко объясняется тем, что это уже «хвост продаж», пик был раньше. А вот «Код да Винчи» Дэна Брауна -- абсолютный лидер продаж в обычных книжных магазинах -- в супермаркетах оказался лишь на 36-й позиции, продажи совершенно не оправдали наших надежд. Чем это объясняется, я бы тоже очень хотел знать...
Покупка книг в супермаркете -- это, как правило, покупка случайная. Человек идет в магазин за продуктами или зубной пастой и совершенно случайно, иногда даже не понимая зачем, покупает книгу. Попробуем смоделировать его поведение.
1. Например, он видит «Гарри Поттера» (пик продаж прошел, поэтому в нашем рейтинге книг о Гарри нет). Он покупает книгу, которую хочет иметь его ребенок и за которой все равно пришлось бы специально идти в книжный магазин.
2. Посетитель супермаркета видит новинку современной прозы, о которой «все говорят». Завтра о ней сможет рассуждать и он. Популярность такой литературы свидетельствует о том, что в дорогие супермаркеты ходят люди не только обеспеченные, но и достаточно «продвинутые», следящие за новинками.
3. Посетитель видит новинку «литературного ширпотреба» -- очередную книжку Донцовой, Марининой, Устиновой. Он с охотой грузит ее в свою корзинку -- будет что почитать на ночь или в дороге.
4. Еще один, едва ли не главный мотив: покупатель видит книгу, которую он сможет сегодня подарить хозяйке дома, в который он приглашен (кулинария), ее ребенку (сказки или энциклопедии), ее мужу (атлас вин или оружия). В эту категорию попадают книги дорогие, отлично сделанные.
Отмечу, что наиболее близкими к супермаркетам по структуре книжных продаж являются небольшие книжные магазинчики или киоски, которые находятся на больших транспортных развязках: в аэропортах, например. Это либо чтение в дорогу, либо «забытый подарок», который еще можно успеть купить.
Существует мнение, что в супермаркетах нужно продавать дешевые книжки, которые, не особо задумываясь, можно опустить в корзину. Это традиционное заблуждение. Дешевые книжки в тех магазинах, о которых сегодня речь, не продаются вообще. Например, очень популярные в книжных магазинах книжки серии «Азбука-классика». Лучшая позиция «Азбуки» в нашем рейтинге продаж -- «Парфюмер» Патрика Зюскинда -- 273-е место. И это книга, которая не вылезает из чемпионских рейтингов книжных продаж уже несколько лет. Что уж говорить о других...
Обратите внимание, к примеру, на открытки. На почте или в дешевом магазине они стоят по 8--10 руб. В «Рамсторе» или «Седьмом континенте» -- нередко по 50--70--100 руб., они просто иного качества. Магазинам такого класса невыгодно продавать дешевый товар -- места он занимает столько же, сколько и дорогой, а навару с него мало. К тому же продавец знает, что покупателю, который нагружает свою тележку товарами на 3--5 тыс. руб., психологически легко расстаться с лишней сторублевкой за красивую книжку. Он пришел сюда тратить.
Рейтинг "Лабиринта"
1. Анатолий Рыбаков. Дети Арбата. «Амфора»
2. Борис Акунин. Григорий Чхартишвили. Кладбищенские истории. «КоЛибри»
3. Иллюстрированный атлас мира. «Лабиринт»
4. Кр. Каллек. Вино. Большая энциклопедия. «Лабиринт»
5. Александр Бушков. Красный монарх. «Нева»
6. Харуки Мураками. Кафка на пляже. «Эксмо-пресс»
7. Татьяна Устинова. Закон обратного волшебства. «Эксмо-пресс»
8. Сергей Лукьяненко. Ночной дозор. Дневной дозор. Сумеречный дозор (в подарочном исполнении). «АСТ»
9. Виктор Пелевин. Священная книга оборотня. «Эксмо-пресс»
10. Сокровищница. Стихи и сказки (в подарочном исполнении). «Эгмонт-Россия»
11. Дарья Донцова. Рыбка по имени Зайка. «Эксмо-пресс»
12. Дарья Донцова. Любимые забавы папы Карло. «Эксмо-пресс»
13. Лучшие рождественские сказки. «Эгмонт-Россия»
Примечание
«Лабиринт» -- одна из самых крупных на сегодня книготорговых компаний на российском рынке. Ассортимент книг на складе -- более 35 тыс. названий. Ежемесячно продает около 2 млн экземпляров книг. Один из лидеров книжной торговли в супермаркетах Москвы -- имеет около 200 торговых точек в сетях «Седьмой континент», «Алые паруса», «Азбука вкуса» и других.
|