|
|
N°35, 02 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Копейкин рубль не бережет
НДС снизят до 13% или оставят без изменений
Вчера на ежегодном форуме общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» ждали появления премьер-министра Михаила Фрадкова. Тот, увы, не приехал, сославшись на занятость. Вместо него на разговор к малому бизнесу пришел министр экономического развития и торговли Герман Греф. Но в итоге участникам форума едва ли стоит огорчаться: он стал плацдармом для обсуждения налоговых новаций правительства и -- шире -- всего экономического курса страны.
Люди в зале рассуждали: «Вот, в прошлом году Борис Алешин приезжал (до реформы правительства он занимал должность вице-премьера. -- Ред.), но теперь Греф круче, чем вице-премьер раньше. Значит, наш статус в глазах правительства повышается». Но на повышение статуса работал не столько уровень представительства, сколько масштаб дискуссии.
«В стране идут реформы, -- сказал президент ОПОРЫ Сергей Борисов, -- и мы часть этих реформ». О том, что развитие малого бизнеса -- приоритет государственной политики, не устают говорить уже лет десять. Напомнил об этом собравшимся и г-н Греф. Однако приведенные им же самим цифры свидетельствуют о печальном состоянии дел. На малый бизнес приходится всего лишь 10--12% ВВП, а доля занятых в нем составляет 17--19% трудоспособного населения. При этом, говорит г-н Борисов, половина малого бизнеса занимается торговлей. В США, например, этот показатель составляет 19% и диверсификация несравнимо выше, чем у нас.
Герман Греф пообещал собравшимся создать за три года как минимум 100 бизнес-инкубаторов, в которых малые предприятия смогут в течение двух лет арендовать помещения по льготной ставке, бесплатно пользоваться услугами юриста и бухгалтера. Также в этом году должен быть принят ряд законопроектов, в том числе по поддержке малого бизнеса, по госзакупкам, по отмене 40 видов лицензирования и по защите конкуренции. Правительство планирует оказывать поддержку экспорта продукции малых предприятий и предприятий, занимающихся инновациями, а также помогать им в кредитовании. Правда, как конкретно будет оказываться эта помощь, г-н Греф не уточнил. В ответ он попросил собравшихся вести мониторинг «достижений» местных властей на поприще удушения малого бизнеса и сообщать об этом в министерство.
Проблемы малого бизнеса по сравнению с аналогичными мероприятиями прошлых лет не меняются абсолютно. «Маленькие» страдают от непомерных поборов чиновников всех мастей и бесконечных проверок. «У вас маленьким быть нельзя, -- считает президент швейцарского фонда «Конституция» Карл Экштайн. -- Каждой компании нужен отдел по дружбе с санэпидстанцией, другой -- по дружбе с налоговой, третий -- по дружбе с таможней».
По словам главы Орловского областного отделения ОПОРЫ Марины Ивашиной, в Орле соотношение налогов к поборам составляет один к десяти, а сумма «откатов» приближается к 30%. Учитывая, что официальный уровень налогообложения составляет порядка 32%, выжить не в состоянии никто.
Другая проблема -- крайне низкий порог отнесения к малому бизнесу. Пользоваться системой упрощенного налогообложения могут даже на малые, а лишь микропредприятия с годовым оборотом менее 15 млн руб. Обещание изменить эту финансовую планку дал накануне министр финансов Алексей Кудрин. Но конкретная цифра еще не согласована.
На нынешнем форуме впервые выяснилось, что враги малого бизнеса засели прямо в Белом доме. «Пока Греф разрабатывает меры по поддержке, -- заявил г-н Борисов, -- министр сельского хозяйства Алексей Гордеев пренебрегает фермерами, а министр связи Леонид Рейман поддерживает «Ростелеком», но не пускает в бизнес интересные проекты малых предприятий». Герман Греф, правда, отказался от предложения «заставить г-на Реймана полюбить малый бизнес», отметив, что для таких заявлений требуются аргументы и лично он убежден в прекрасном отношении к малому бизнесу всех членов правительства.
Но реально все разговоры в кулуарах форума сводились к гораздо более глобальной, ключевой экономической теме сегодняшней России -- предложениям по налоговой реформе. Вчера все участники крупнейшей аппаратной и идеологической схватки в истории нынешнего кабинета министров в преддверии обсуждения этого вопроса 3 марта на Совете по конкурентоспособности и на заседании правительства писали премьеру Михаилу Фрадкову письма с изложением взглядов на будущее налоговой реформы. Взгляды эти оказались прямо противоположными.
С одной стороны, заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин, озабоченный прогнозами МЭРТ относительно падения темпов роста российской экономики до 6% в год и даже ниже, полагает, что «в подобных условиях на первый план выходит необходимость принятия оперативных мер, способных качественно изменить ситуацию на макроэкономическом уровне». Для этого г-н Копейкин предлагает перейти к активному использованию средств стабилизационного фонда. В том числе произвести снижение ставки НДС до 13%. На компенсацию выпадающих доходов, по расчетам аппарата правительства, потребуется 330 млрд руб. Прирост ВВП будет обеспечен на уровне 0,5%, или приблизительно 110 млрд руб. Рост самого НДС при этой расширяющейся налоговой базе - 7--8 млрд руб., увеличение сборов от подоходного налога -- 6 млрд руб. Также дополнительно возрастет и инвестиционная составляющая на 27--28 млрд руб. Негативные последствия снижения НДС до 13%, по мнению г-на Копейкина, тоже существуют. Помимо выпадающих доходов, это рост инфляции -- 0,3--0,4%, а также укрепление рубля - на 1--2 процентных пункта.
Эти цифры, кстати, не слишком кардинально отличаются от расчетов Минфина и МЭРТ. Только выводы эти министерства делают принципиально иные. В совместном письме Минфина и Минэкономразвития, отправленном в Белый дом, говорится: «снижение НДС не окажет существенного влияния на экономический рост, но приведет к возрастанию зависимости бюджета от цен на нефть». По расчетам двух ведомств, при снижении НДС до 13% «ежегодный дефицит федерального бюджета в 2006--2008 годах может составить 3--4% ВВП». Кроме того, использование 400 млрд из стабфонда приведет к увеличению инфляции на 1,5%, а реального курса рубля -- на 1,5--2%. Что касается грядущих выгод, то в экономических ведомствах полагает, что эффект от снижения ставки НДС составит 0,28% роста ВВП.
Как объяснил журналистам в кулуарах форума ОПОРЫ Герман Греф, вначале надо заняться улучшением администрирования, затем унификацией ставки (в настоящее время НДС составляет 18%, но для социально значимых товаров -- 10%) и только потом можно говорить о снижении НДС.
В свою очередь глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович полагает, что снижение ставки НДС возможно, правда, не настолько кардинальное, как это предлагает г-н Копейкин. Также г-н Дворкович вчера сообщил журналистам, что его управление просчитывает возможность полной отмены НДС с одновременным введением налога с продаж в размере 10--15%. Впрочем, против этого варианта категорически возражает Минфин. Как рассказал журналистам заместитель министра финансов Сергей Шаталов, объем поступлений от налога с продаж до его отмены (тогда ставка составляла 5%. -- Ред.) оценивался в 60-- 63 млрд руб., в то время как поступления от НДС составляют 870--900 млрд руб. Чтобы компенсировать потери, ставку налога с продаж надо предлагать на уровне 70--75%. «Я хотел бы посмотреть на того, кто выйдет с этим предложением», -- иронично заметил г-н Шаталов. Также, объявил г-н Шаталов, финансовое ведомство выступает против дальнейшего снижения ЕСН. «Мы на это не готовы. Мы снизили ЕСН в этом году, и у нас пока еще нет никакой статистики», -- пояснил чиновник.
Но, по сведениям "Времени новостей», премьер перед четвергом, когда пройдет заседание Совета по конкурентоспособности, решил обострить и одновременно упростить ситуацию. Говорят, он приемлет только два варианта решения: либо ставка НДС будет снижена до 13%, либо она останется прежней -- 18%. И тогда правительство будет рассматривать другие возможности снижения налогового бремени.
Вера СИТНИНА, Вера КУЗНЕЦОВА