|
|
N°35, 02 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Учить не строить
Руководство вузами хотят поручить опытным менеджерам
Российское правительство предполагает в скором времени ввести новую форму управления вузами. Минобразования и науки считает, что настало время отойти от традиционной системы, когда руководитель университета или института совмещает две разные функции -- квалифицированного администратора и ведущего ученого, и разделить эти направления работы. «Рособразованию» и Минобрнауке необходимо работать над предложениями по совершенствованию структуры управления вузом, имея в виду, в частности, нормативное и законодательное обеспечение института президента высшей школы», -- заявил вчера на коллегии Федерального агентства по образованию его руководитель Григорий Балыхин. По его словам, в самое ближайшее время будет завершена работа по подготовке необходимых документов и поправок в федеральный закон «Об образовании».
Министр Андрей Фурсенко не раз на своих встречах с прессой настаивал, что российскому образованию предстоит в первую очередь пройти через экономическую реформу. А затем уже решать проблемы с качеством и содержанием образования. «Вначале мы должны обеспечить достаточную материально-техническую базу, а затем уже выдвигать жесткие требования к качеству», -- мотивировал свою позицию министр. И в качестве наглядного примера приводил сельские школы и вузы в бедных регионах, в которых у учащихся нет не только компьютера, но порой и аудиторий.
Еще более веским аргументом в пользу института президента вуза является работа Минобразования и науки по активной интеграции вузов, научных институтов и производственного сектора, а также выполнение поручения Владимира Путина о создании технопарков при ведущих университетах страны. Уровень госзаказа к высшей школе сегодня явно превышает традиционные задачи ректора по подготовке квалифицированных специалистов. А нынешний состав ректорского корпуса крайне неохотно воспринимает идеи рыночной экономики и требует от новых властей присяги на верность идеям фундаментального образования.
Внедрение в управленческую систему фигуры президента, который сосредоточит в своих руках все заботы по менеджменту учебного заведения, с одной стороны, позволит министерству снять с себя ответственность за материально-техническую базу вуза. А с другой -- достаточно красиво решит проблему с ректорами-консерваторами: хотите заниматься фундаментальным образованием -- занимайтесь, за госзаказ будет отвечать президент вуза.
Единственная и самая большая сложность проекта заключается в том, что большинство ректоров ведущих вузов страны де-факто успевают исполнять как раз именно административную работу. И речь идет о лишении их этой обязанности. Кстати, Григорий Балыхин пообещал в ближайшие годы «обновить профессорско-преподавательский корпус более чем наполовину», ссылаясь на то, что более 50% штатных сотрудников вузов находится в предпенсионном и пенсионном возрасте.
В российской практике, как известно, уже были попытки ввести президентскую должность в высшей школе. Правда, в отличие от нынешнего проекта Минобразования и науки это являлось скорее почетной должностью, нежели управленческой. Так, например, Владимир Филиппов оставил за собой резервное место председателя попечительского совета Российского университета дружбы народов, когда ему предложили стать министром образования. Перешел из ректоров в президенты и Юрий Афанасьев, после того, как созданный им Российский государственный гуманитарный университет заключил договор с ЮКОСом на создание вуза международного образца. Пришедший на пост ректора акционер ЮКОСа Леонид Невзлин фактически выполнял работу генерального директора и как нельзя лучше соответствовал стратегии развития высшей школы, оглашенной вчера Григорием Балыхиным. Правда, опыт РГГУ закончился весьма печально.
Кстати, именно пример РГГУ стал причиной недоверия к проекту Григория Балыхина в среде либералов в сфере образования. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» бывший председатель думского комитета по образованию и науке «яблочник» Александр Шишлов выразил опасение, что подобный шаг может быть направлен главным образом на подстраивание вузов под сложившуюся вертикаль власти: «Если министерство будет предлагать изменения в закон о высшем и послевузовском образовании, очень важно, чтобы эти изменения не поставили под угрозу академическую автономию вузов».
Кирилл ВАСИЛЕНКО