|
|
N°35, 02 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Квартальный отчет
АРТ-Стрелка открыла очередную серию выставок
После потрясшей художественную Москву биеннале, современное искусство вернулось на свое малобюджетное место. Как нас ни пугали, что центр творческой жизни переместится в российскую столицу и не всякий гражданин подобное выдержит, мир в очередной раз не перевернулся. Москва после биеннале осталась прежней, как и сознание основной части зрителей, тем же из них, кто подсел на современное искусство, следующие два года придется удовлетворять свою страсть в месте, где оно концентрируется, -- на АРТ-Стрелке.
Пестрое собрание галерей на территории фабрики «Красный Октябрь» за прошедшие с открытия полгода утвердило свой статус настолько, что даже родоначальники больше не вспоминают о том, что это и есть наши Челси да Сохо. Но и не равняясь на знаменитые художественные кварталы, живет современное искусство на Стрелке по неписаным интернациональным правилам -- приблизительно тем же, что были продемонстрированы во время биеналле в бывшем музее Ленина. Только галеристы-кураторы АРТ-Стрелки четче работают с художниками и больше сосредоточиваются на результате -- все же свои деньги тратят, не государственные. Необходимость сводить концы с концами позволяет выжить лишь тем, что умеет проект довести до готовности. Ведущие наши галереи давно уже достигли уровня, вполне сравнимого с западными коллегами, особенно это заметно на фоне бедственной ситуации с музеями и выставочными залами. Сейчас АРТ-Стрелка уверенно чувствует себя на крайнем фланге художественного процесса, поскольку музеи взялись вдруг исправно работать на своем -- очереди стоят и в Пушкинский, и в оба здания Третьяковки. Увы, это счастье ненадолго: музейная программа больше не предусматривает в этом году блокбастеров. В надежности же частных пространств можно быть уверенным: за полгода те, кто не научился работать в бодром стрелкинском темпе -- открытие каждые две недели, -- отсеялись, оставшимся вышло послабление в режиме -- теперь выставки открывают раз в месяц.
Нынешняя АРТ-Стрелка начинается с галереи родоначальников идеи: «АРТ-Стрелка-projects», которой рулят Владимир Дубосарский и Ольга Лопухова. В ней Константин Ларин, художник «клязьминского призыва», устроил очень своевременную инсталляцию «Все под контролем». Чтобы лучше контролировать, пространство плотно забито подпорками -- потолок точно не упадет, зато дышать негде и нечем. Архитектор, автор дизайна великолепной выставки «Сообщники» в Третьяковской галерее, Константин Ларин наглядно показывает, как, многократно перестраховываясь, лишая себя пространства для развития и эксперимента, работает система -- политическая, архитектурная, экономическая, строительная. Чтобы не видеть безобразий и не грустить о последствиях, можно зайти по соседству в Electroboutique ViewStation -- проект «Новейшее телевидение: эволюция» гарантирует высокое качество помех именем своего автора, знатока технических трансформаций Аристарха Чернышева. Зато техника стабильно работала рядом -- в галерее XL-projects. Страшноватый видеопроект Кирилла Преображенского ISM ( Incredible Strange Museum - «Ну очень странный музей») на почти живом, дышащем за счет постоянного поддува экране живописал прелести измайловского вернисажа. О том, что из всякого безобразия можно извлечь безобразие еще большее, зато веселое, -- очередное шоу «Синих носов» в галерее Reflex. На этот раз объектом поругания стали мирные коврики со зверюшками. Приделав в некоторые места свои симпатичные физиономии, Вячеслав Мизин и Александр Шабуров дали новую жизнь традиционному народному творчеству -- называется проект «А-ля рюс». Матрешки отдыхают. Увы, отдыхает и видео -- попытки показать в той же галерее видеопрограмму «Синих носов» столкнулись с несовершенством техники -- показ идет с такими задержками, что разбегаются даже преданные поклонники.
В февральской Стрелке участвует художественный тяжеловес -- отец-основатель поп-арта Борис Орлов. Его проект «Собственность автора. 1973--2000» представлен как репетиция будущей музейной ретроспективы. Безусловно, триумфальной -- парад композиций из орденских планок, «бюстов в имперском стиле» и «архитектурных излишеств» производит сильное впечатление и в скромном пространстве бывшего гаража. Свой творческий путь по периодам художник разбил сам -- так что звучит все очень торжественно. Обаятельная и привлекательная АРТ-Стрелка выполняет функцию кузницы художественных кадров, дефицит которых стал ощущаться особенно остро, когда «процесс пошел» чуть живее и количество галерей резко превысило возможности производства необходимого творческого продукта. Кроме дебютировавшего с персональной выставкой Константина Ларина, в феврале здесь случился еще один новичок -- в галерее Лизы Плавинской показывают живопись Оксаны Григорьянц. Проект «Свидетель защиты» выглядит очень своевременным в свете продолжающегося процесса по делу «Осторожно, религия», хотя напрямую с ней не связан.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ