Время новостей
     N°34, 01 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.03.2005
Стандарт безопасности
Досмотр багажа «подробно расписан»
Министерство транспорта разработало единый стандарт авиационной безопасности для российских аэропортов. А Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассматривает возможность профинансировать внедрение этого стандарта путем существенного увеличения целевых сборов с авиакомпаний. Об этом руководители двух ведомств сообщили вчера на «круглом столе» в Совете Федерации. Авиакомпании приветствуют укрепление безопасности в воздушных гаванях, однако считают, что заплатить за это должен государственный бюджет.

Как сообщил вчера в верхней палате парламента министр транспорта России Игорь Левитин, до сих пор в нашей стране нет единого документа, регулирующего работу аэропортовых служб. Теперь Минтранс разработал проект такого документа. Для официального ввода его в действие новый свод правил осталось только зарегистрировать в Минюсте. Как пояснил журналистам директор департамента государственной политики министерства Карл Руппель, сейчас "стандарты и требования разбросаны по огромному количеству нормативных актов и документов, что конечно же усложняет их выполнение". В новых федеральных правилах, по его словам, среди прочего "подробно расписан весь процесс досмотра багажа и пассажиров".

Детали новой процедуры досмотра представители Минтранса раскрывать отказываются, как раз по соображениям безопасности. Источник «Времени новостей» в министерстве лишь отметил, что процедура, внедренная с августа прошлого года в московском аэропорту Домодедово, а вслед за тем и в некоторых других аэропортах страны, не является инициативой Минтранса. После терактов на двух самолетах, вылетевших из Домодедово летом прошлого года, там был введен наиболее жесткий из применяемых сегодня в России порядков досмотра. Он включает обязательный досмотр обуви, брючных ремней и т.п. По словам собеседника «Времени новостей», эти меры не обязательно станут частью унифицированной процедуры, определяемой новыми федеральными правилами.

Даже после унификации уровень усилий по обеспечению безопасности в каждом конкретном аэропорте будет пропорционален его масштабам и интенсивности пассажиропотока, проходящего через данную воздушную гавань. По словам Карла Руппеля, "к аэропортам московского авиаузла требования предъявляются наиболее жесткие".

Между тем укрепление аэропортовых служб безопасности требует расходов, и споры об источниках финансирования этого процесса уже вызывают ожесточенные публичные дискуссии. Минтранс считает логичным возложить соответствующие расходы на потребителей аэропортовых услуг, т.е. на авиакомпании.

Эта идея вчера получила поддержку со стороны ФАС. Замруководителя этой службы Анатолий Голомолзин сообщил, что его ведомство рассматривает возможность единовременного повышения на 40% размера ставок аэропортовых сборов на авиационную безопасность. По его словам, в настоящее время размер этих сборов равен примерно половине размера ставки аэропортовых сборов за взлет/посадку.

Расходы на использование аэропортов авиакомпаниями в практике воздушного транспорта складываются из многочисленных (до нескольких десятков) тарифов за отдельные услуги. Из этих отдельных услуг дороже всего авиаперевозчикам обходится заправка топливом, а взлет/посадка, как правило, занимает в перечне расходов авиакомпаний прочное второе место. Если идея ФАС о 40-процентном увеличении сборов на безопасность получит воплощение, то эта статья расходов, оставаясь на третьем месте, вплотную приблизится ко второму.

Сами авиаперевозчики эту идею не одобряют. Выражая общее мнение руководителей авиакомпаний, генеральный директор «Трансаэро» Ольга Плешакова заявила в конце прошлой недели: «Безопасность -- это сфера ответственности государства, и оно должно заплатить за внедрение новых процедур авиационной безопасности в аэропортах. Мы считаем, что, имея профицитный бюджет, российское государство вполне может себе это позволить».

Михаил КУКУШКИН