|
|
N°34, 01 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Угроза терроризмом
Тони Блэр идет по проторенной предвыборной дороге
Палата общин британского парламента вчера проводила последнее обсуждение внесенного правительством Тони Блэра «Билля о предотвращении терроризма» -- пакета мер в отношении подозреваемых в террористической деятельности. Дискуссия вокруг противоречивого законопроекта уже успела вызвать острую перепалку в парламенте и привела к очередному расколу в стане лейбористов партии за два месяца до всеобщих выборов. При этом правительство добилось того, чтобы на рассмотрение законопроекта были отведены минимальные сроки -- всего две серии дебатов в течение недели.
Премьер-министр Тони Блэр, выступая в парламенте, объяснил необходимость нового закона предельно просто: «Эти люди (террористы. -- Ред.) могут убить тысячи наших граждан. Это терроризм без границ». В Британии не было пока терактов, сопоставимых с событиями в США или Мадриде. Но это еще не значит, что угроза терроризма миновала Соединенное Королевство и нет необходимости приводить законы в соответствие с навязываемыми террористами «правилами игры».
Билль, представленный в парламенте министром внутренних дел Чарльзом Кларком, формально должен заменить действующий до 14 марта этого года Акт об антитерроризме, преступности и безопасности. Закон, который был принят после событий 11 сентября 2001 года, допускал задержание на неопределенное время иностранцев, подозреваемых в причастности к терроризму. Однако палата лордов посчитала эту часть закона нарушающей права человека. Поэтому существующий закон требовалось как минимум изменить.
По всей видимости, в команде Блэра решили поступить так, как в последние годы действует большинство правительств накануне выборов -- сделать тему терроризма основой предвыборной кампании. В результате и появился новый законопроект. Он, в частности, предусматривает, что «контрольные ордеры», предписывающие ограничение тех или иных свобод подозреваемого, могут быть предъявлены как иностранному гражданину, так и британцу. Перечень мер ограничения достаточно широк -- от запрета пользования телефоном или Интернетом, общения с посторонними до домашнего ареста как самой суровой степени лишения свободы. Нарушение предписания будет считаться уголовным преступлением.
Основным и, пожалуй, пока единственным камнем преткновения на пути нового законопроекта к быстрому одобрению в парламенте стало предложение МВД самостоятельно, минуя судебные инстанции, принимать решения по каждому случаю задержания. Министр Кларк мотивировал это так: «Главная задача правительства и моя -- защищать безопасность нации». А для этого подчас может требоваться оперативность решения, которую не гарантирует судебный орган.
Однако с мнением лейбористов согласились далеко не все даже в партии самого Блэра. При голосовании во втором чтении, которое прошло на минувшей неделе, против выступили 32 депутата из числа лейбористов, включая семь бывших членов кабинета.
«Для демократии опасен прецедент, когда правительство может решать без судебного постановления, в отношении кого будут приниматься меры по ограничению свободы личности. Мы боимся, что задержанным может стать практически кто угодно, а ограничение свободы не будет иметь временных рамок», -- считает один из противников билля Боб Вэринг, представляющий в парламенте округ Ливерпуль Вест Дерби.
Прецедент, основу которого закладывает предложенный МВД билль, по мнению Вэринга, вообще «нарушает права человека, и в частности противоречит Habeas Corpus Act (действующий еще с 1649 года «Акт об обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями», гарантирующий невозможность задержания или ареста без решения суда). Межпартийный комитет нижней палаты по правам человека также вынес пока что неутешительный вердикт биллю -- закон вряд ли может соответствовать принципам Европейской конвенции прав человека.
В такой ситуации, как считают многие депутаты, законопроект подвергнется еще более жесткой критике при его обсуждении в палате лордов, если в него не будут внесены поправки. И кабинету Блэра пришлось пойти на незапланированные уступки. Выступая вчера в парламенте, глава МВД заявил, что правительство готово уступить судьям право первыми принимать решение о домашнем аресте подозреваемого. При этом, однако, кабинет будет искать возможности наделить полицию «новой особой силой» для задержания подозреваемого, пока судья принимает решение по этому поводу. К моменту подписания номера дебаты еще продолжались.
Однако времени на поиски компромисса мало -- до выборов в парламент, которые могут пройти уже 5 мая. Лейбористы, для которых вопрос безопасности нации является одним из ключевых в предвыборной программе, по-видимому, постараются провести как можно больше решений, гарантирующих безопасность граждан. Насколько эффективно эти обещания будут выполнены, равно как и кому предстоит их в итоге осуществлять, покажут итоги выборов.
Пока что рейтинг лейбористов не на высоте -- опрос будущих избирателей, проводимый компанией IСМ, показывает, что правящая партия теряет широкую поддержку. Если в декабре прошлого года 40% населения отдали бы свои голоса за лейбористов (31% за тори и 21% за либерал-демократов), то к январю желающих стало на 2% меньше, и в феврале таких осталось 37% (консерваторы к этому времени усилили свои позиции на 3%).
Так что компромисс по антитеррористическому биллю для лейбористов сейчас может стать лучшим вариантом сохранить свои позиции -- как за счет консенсуса внутри самой партии, так и в конкурентной борьбе с оппозицией.
Кирилл АНУРОВ, РИА «Новости», Лондон, -- для «Времени новостей»