|
|
N°125, 17 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефтяная революция на родине Ленина
Из-за «ведра нефти» повздорили Минэнерго, «Славнефть» и «Газпром»
Новый ульяновский губернатор генерал Владимир Шаманов начал наступление на своего бывшего союзника -- нефтяного трейдера ЗАО «Транс Нафта». Областная прокуратура возбудила в местном арбитражном суде дело об отмене итогов коммерческого конкурса по приватизации 49% акций ульяновского ОАО «Нефтеразведка», которые летом 1999 года достались «Транс Нафте» -- небольшой компании, созданной в 1998 г. рядом частных лиц и подразделением Минэнерго -- ГУП «ЦДУ нефтяной промышленности».
Прокуратура утверждает, что «Транс Нафта» не полностью справилась с инвестиционными условиями конкурса, и требует отмены подписанного в прошлом году областным фондом имущества акта выполнения инвестпрограммы. В обеспечение иска суд запретил любые сделки с акциями «Нефтеразведки», а ближайшее заседание по делу назначил на 1 августа.
Этот суд означает разрыв творческого союза губернатора и «Транс Нафты», которая очень хотела смены областной власти для реализации наполеоновских планов объединения трех нефтяных предприятий области под своей властью. Трейдерская компания, близко связанная не только с Минэнерго, но и с «Газпромом», после избрания Шаманова предложила генералу несколько вариантов возврата контроля над нефтяной отраслью, который при прежней администрации тихонечко перешел к менеджерам. Все варианты требовали привлечения прокуратуры и судов ради отмены «незаконной приватизации и дополнительных эмиссий акций», проведенных менеджментом в своих интересах.
Весной, когда борьба «Транс Нафты» с менеджерами увязла в арбитражных судах, Шаманов решительно пошел своим путем. В конце мая губернатор распорядился создать ГУП «Ульяновскоблнефть», которому -- вместо активно лоббируемого московскими чиновниками трейдера -- было поручено заниматься собиранием ульяновской нефти.
Первой жертвой собирания стала сама «Транс Нафта». Видимо, почувствовав охлаждение, «Транс Нафта» еще в июне пыталась сбыть свой пакет в «Нефтеразведке» крупной российской нефтяной компании -- или «Славнефти», или ЮКОСу, или ТНК.
«Мы от этих акций отказались, в том числе из-за их спорности, -- рассказал газете «Время новостей» вице-президент «Славнефти» Алексей Печенкин. -- Я не слышал, чтобы кто-то другой их купил, а сейчас они вообще никому не нужны».
В начале года менеджеры «Нефтеразведки» во главе с гендиректором Аркадием Казберовым продали 51% акций предприятия «Славнефти», которая сохранила им нынешние должности. «Мы не верим в слухи о незаконных операциях Казберова, а верим актам бесчисленных проверок, которые доказали его честность», -- объясняют в «Славнефти» отношение к ульяновским нефтяникам.
Все же в «Славнефти» не считают исчерпанным конфликт за контроль над «Нефтеразведкой», добывающей мизерное количество нефти -- около 5 тыс. т в год. Видимо, из целей безопасности годовое собрание этого ульяновского предприятия пройдет 30 июля в московском офисе «Славнефти».
Олег ЧЕРНИЦКИЙ