Время новостей
     N°32, 25 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.02.2005
Премьер министров
Михаил Фрадков возглавил экономику
В ближайшие четыре месяца правительство будет жить и работать по плану Михаила Фрадкова (читай: аппарата правительства), а не Германа Грефа. О таком решении заявил сам премьер на вчерашнем заседании кабинета министров. Хотя формально он и поручил министру экономического развития Грефу и министру финансов Алексею Кудрину подготовить до 15 марта «сводный доклад» по плану действий правительства на оставшийся до конца полугодия срок, все-таки внутриправительственная революция практически уже произошла.

Это обстоятельство вызвало активное неприятие министров Кудрина и Грефа. Последний публично выступил против подготовленного аппаратом Белого дома протокольного решения, где записано, что план действий должен совпадать с позицией, заявленной премьером в Думе 9 февраля, во время рассмотрения вотума недоверия правительству. «Надо же смотреть, что пишете», -- раздраженно воскликнул г-н Греф, кажется, не слишком задумываясь, примет ли премьер это на свой счет. И далее объяснил, что имеет в виду: мол, аппарат в протокольном решении уже расшифровал, каким должен быть план действий, а мы еще ничего не предлагали, и не ставьте телегу впереди лошади. «Я так понимаю, что до конца июня мы среднесрочную программу принимать не собираемся», -- иронично спросил глава МЭРТ. Вопрос был действительно риторический: программа, подготовленная ведомством Грефа и не предполагающая удвоения ВВП в искомые сроки, премьера не устраивает. Ему важнее хотя бы на бумаге выполнить задачу, поставленную президентом.

Собственно, на заседании кабинета случилось то, что и должно было случиться. Пути премьера, чьи интересы выражает аппарат Белого дома, и министров экономического блока разошлись. Г-н Фрадков спустя год после назначения и сразу после первой думской попытки отправить его кабинет в отставку приступает к «прямому управлению» экономикой.

Главная претензия премьера к подчиненным даже не столько идеологическая, сколько чисто организационная, административная. Министры Кудрин и Греф фактически не подчиняются главе кабинета. Соглашаясь по мелочам, они почти за год совместной работы так и не выполнили ни одного существенного поручения г-на Фрадкова. Подобная ситуация для Белого дома не нова. Сходным образом все происходило и в кабинете Михаила Касьянова. Тогда премьеру пришлось организовать работу так, чтобы правительственный аппарат в определенной степени дублировал министерства.

В правительстве Михаила Фрадкова, хотя он и является личной креатурой президента, возникло похожее противостояние. В первые месяцы нахождения г-на Фрадкова на новом посту все выглядело относительно спокойно -- просто потому, что премьер не спорил с министрами-экономистами, а аппарат выполнял предписанные ему технические функции "расстановки запятых". Но уже через полгода Михаил Фрадков обратился за помощью к аппарату. Тот откликнулся довольно резво, так что через год речь идет не о каких-то отдельных премьерских поручениях, а буквально об отдельном от Кудрина--Грефа видении экономического курса. Из-за чего последние и попытались публично взбунтоваться. Правда, внешне их чувства направлены против «очередной аппаратной революции», а не против самого г-на Фрадкова (президент подобных публичных межличностных конфликтов не любит). Но премьеру не понравилось и это.

Вчерашнее заседание началось с его простого вопроса: «А что, докладчика нет?». Герман Греф вошел в зал заседаний уже в разгар вступительного слова г-на Фрадкова, в котором должен был уловить главное: «...И мы находимся в поисках ответа на вопрос, как удвоить ВВП в ближайшее время?». Последующий отчет г-на Грефа дал ответ на вопрос десятилетки: «В таком случае желательно сразу же на такие вопросы предлагать ответы. Я же, как лицо, отвечающее за действия макроэкономической политики, не могу давать ответы на вопросы, которые невыполнимы из-за реальной ситуации».

По докладу больше всех вопросов Герману Грефу тоже задавал премьер. В том числе такой: «Есть ли программа развития внутреннего рынка?». Тут, видимо, г-ну Грефу откровенно надоело происходящее: «Я не очень понял, что такое «программа развития внутреннего рынка». Такой программы нет!.. В правительстве сейчас находится на подписи проект постановления об обнулении пошлин на ввоз импортных комплектующих на автозапчасти. Оно не подписано. И самое плохое сейчас -- не принимать никаких решений». «Самое лучшее -- принимать осмысленные решения», -- сразу же откликнулся премьер.

Алексей Кудрин решился вступиться за товарища: «Хотелось бы отметить качественную подготовку анализа в докладе». И добавил в оправдание нескорого удвоения ВВП: «Мы сливки с роста экономики уже съели, и теперь нам будет гораздо сложнее даваться каждый процент роста». После чего, как и г-н Греф, главный финансист решил пройтись по аппарату правительства: "В Белом доме без движения уже полгода лежит скорректированная банковская стратегия, а она могла бы дать серьезный толчок экономике». Но тут директор финансового департамента аппарата правительства Антон Дроздов парировал: «Доработанная стратегия была направлена в Минфин 10 февраля и пока к нам не возвращалась».

«Вот мы смотрим на то, что отложены банковская стратегия, среднесрочная программа, Лесной кодекс. Вопрос в том, сделаем ли мы план напряженным», -- постарался уже несколько разрядить атмосферу премьер. «Напряжение такими документами не создашь», -- не уступал г-н Греф, после чего принялся критиковать административную реформу, которая сократила число заместителей министров и парализовала работу министерств. «Давайте запомним сегодняшний разговор, -- предложил, желая поставить точку, премьер. -- Если Герману Оскаровичу что-то непонятно, надо разъяснить». «И все же в протокольном решении надо аккуратнее записать», -- не удержался г-н Кудрин. На что г-н Фрадков практически позволил себе повторить недавнюю реплику президента в адрес главного финансиста: «Не надо комментировать то, что я имею в виду». И посоветовал всем: «Помогите Грефу, и помогите фактически себе».

Но и на этом споры не кончились. Между Алексеем Кудриным и Михаилом Фрадковым завязалась дискуссия вокруг премьерского поручения Федеральной таможенной и Федеральной налоговой службам увеличить доходы бюджета в полтора-два раза. Алексей Кудрин пытался возразить, полагая, что такой подход лишь приведет к "налоговым репрессиям", а увеличивать доходы должны налогоплательщики, но не фискалы. Премьер не согласился с министром финансов. Потом Герман Греф выступил категорическим противником предложения аппарата правительства снизить НДС с 18 до 13%. Но это уже были частности. Похоже, теперь гасить войну аппарата правительства с министрами экономического блока придется лично президенту. Потому что два правительства внутри одного слишком много -- даже для такой большой страны, как Россия.

Вера КУЗНЕЦОВА