|
|
N°32, 25 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слияния -- без дефолта
Минфин готов упростить процедуру объединения банков
Правительство, несколько лет обещавшее упростить банковские слияния и тем самым стимулировать необходимую, по его мнению, консолидацию банковского сектора, похоже, готово перейти к делу. Вчера замглавы департамента финансовой политики Минфина Владимир Луков сообщил Интерфаксу, что его ведомство согласовало с ЦБ и МЭРТ законопроект, который позволит банкам объединяться, не боясь разорения и необходимости досрочно платить кредиторам. Впрочем, банкиры, давно мечтающие о таких изменениях, не верят в быстрое решение проблем.
Банки уже давно просят госорганы упростить процедуры слияний и присоединений, отмечая, что из-за бюрократических барьеров в России пока не было ни одного классического банковского слияния. В первую очередь этому мешает прописанное в Гражданском кодексе право кредиторов в случае реорганизации банка потребовать досрочного исполнения всех денежных обязательств. Понятно, что если прямые кредиторы, держатели облигаций или вкладчики захотят потребовать свои деньги единовременно, дефолта не избежать. Кроме того, кодекс требует уведомлять кредиторов о реорганизации в письменном виде, и для крупных розничных банков это означает значительные издержки.
«Участники рынка готовы покупать и объединять банки, но не понимают, как это легитимно делать, -- сетует топ-менеджер крупного московского банка. -- Законы и инструкции ЦБ не до конца описывают процедуру или, наоборот, слишком ее усложняют. Поэтому все идут по простому пути: либо объединение балансов, либо перевод активов на какую-то одну организацию». В частности, по такому сценарию банк «Еврофинанс» присоединил Моснарбанк, а Росбанк сейчас объединяется с банками группы ОВК. Нередко банкиры вообще отказываются от слияний, предпочитая создавать группы и холдинги: например, Андрей Мельниченко не стал объединять входящие в группу МДМ банки в 2002--2003 годах, а в прошлом году от слияния отказались акционеры Импэксбанка и «Российского кредита».
Правительство не раз обещало облегчить реорганизацию, но только вчера г-н Луков сообщил, что соответствующие изменения в закон «О банках и банковской деятельности» согласованы с ключевыми ведомствами и скоро поступят на экспертизу в Минюст. Согласно законопроекту право на досрочное изъятие средств из реорганизуемых банков сохранится только у частных кредиторов (т.е. вкладчиков), если обязательства перед ними возникли до даты объявления о реорганизации. Кредиторы-юрлица будут иметь такое право, только если оно предусмотрено в кредитном договоре с банком. Законопроект, отмечает г-н Луков, препятствует возможным попыткам недобросовестных кредиторов обанкротить банк, а также упрощает порядок уведомления кредиторов о реорганизации.
Банкиры приветствуют шаги регуляторов, но не верят в быстрые улучшения. Председатель правления Импэксбанка Павел Лысенко сказал «Времени новостей», что вслед за законодательными поправками должны последовать изменения в «целом комплексе нормативных документов» Центробанка. «Судить о том, насколько резким будет рост слияний, пока сложно, но если идея упрощения процесса будет соблюдена, то рост количества данных сделок не за горами», -- полагает он.
Банк России в 2003 году уже вносил изменения в инструкции для того, чтобы снизить административную нагрузку на банки при реорганизации, но участников рынка такие меры, судя по всему, не удовлетворили. Первый вице-президент «Конверс Групп» Максим Сафонов говорит, что «реорганизация в рамках действующей инструкции ЦБ -- слишком дорогостоящее занятие: рынку необходима инструкция, приемлемая не только для регуляторов, но и для всего банковского сообщества». Впрочем, он рассчитывает, что действия Минфина и ЦБ «должны дать достаточно сильный толчок для тех участников рынка, которые заинтересованы в увеличении капитализации как собственных кредитных организаций, так и всего банковского сектора».
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ