|
|
N°32, 25 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китай подружился с «восьмеркой»
Вчера представитель МИД Китая Кун Цюань сообщил, что Пекин "внимательно изучает" полученное от Лондона предложение "принять участие в заседании "группы восьми"". КНР, по словам г-на Куна, "выражает желание наладить диалог и обмен с этой группой".
Премьер Тони Блэр позвал китайцев на саммит "восьмерки", который состоится в шотландском местечке Глениглз в июле. В мае 2003 года председатель КНР Ху Цзиньтао по инициативе президента Жака Ширака уже присутствовал в качестве наблюдателя на саммите "восьмерки" во французском городе Эвиан.
Экономическая статистика дает Поднебесной полное право требовать членский билет в «восьмерке». Китайский ВВП перевалил за 1,5 трлн долл., а быстро пухнущие валютные резервы -- за 500 млрд. КНР уже обогнала США по потреблению угля, стали, зерна и мяса.
Премьер Блэр мечтает привлечь Китай к созданию новых технологий для сокращения вредных промышленных выбросов. В этом заинтересованы прежде всего сами китайцы, страдающие от загрязнения природной среды. США и Европа хотели бы также убедить КНР отказаться от жесткой привязки курса юаня к доллару. Перспектива утраты конкурентоспособности на мировых рынках китайцев не радует. Тем не менее в октябре 2004-го и феврале этого года министр финансов и глава Центробанка Китая впервые приняли участие в финансовых дискуссиях «восьмерки».
Китай мечтает использовать дружбу с «восьмеркой» для продвижения своего экспорта на рынки развитых стран, а также облегчения доступа к новейшим технологиям и сырьевым запасам. Официальные лица КНР не раз говорили о важности "восьмерки" как координирующего органа в международных делах. «По мере глобализации растет взаимозависимость всех государств в общей борьбе с бедностью, болезнями и терроризмом. "Восьмерка" должна быть готова оказывать помощь развивающимся странам, вносить вклад в упрочение мира и международной безопасности», -- утверждал замглавы МИД КНР Ли Хуэй, указывая на перспективные сферы сотрудничества Китая с «восьмеркой».
Россия примкнула к работе тогда еще «семерки» в 1996 году. Однако ее превращение в члена «восьмерки» стало источником проблем -- западные политики все чаще шантажируют Москву исключением из клуба за «отступления от демократических норм». Возможное перерастание «восьмерки» в «девятку» сделает эту критику откровенным фарсом. Китай превратился в мирового экономического гиганта под руководством жесткой авторитарной власти, вставшей на путь решительных рыночных преобразований. При этом компартия Китая открыто заявляет, что не допустит демократизации по западным образцам.
Александр ТИМОФЕЕВ, Алексей СЛОБОДИН