Экс-премьеры в наши дни натура не всегда уходящая, но иногда и приходящая. Михаил Касьянов вернулся 24 февраля -- ровно через год (день в день) после своей довольно обидной отставки. Вчера он выступил перед средствами массовой информации в своем новом офисе, консалтинговой компании «МК (Михаил Касьянов. --
Ред.) -- аналитика», прописанной на улице Профсоюзной во вполне рядовом бизнес-центре. И это выступление ознаменовало появление в стране нового политика федерального масштаба.
Год размышлений, неких невнятных предложений от власти, разговоры о создании некоего крупного государственного или межгосударственного банка под эгидой правительства, слухи о возможном выдвижении в мэры Москвы на досрочных выборах закончились. Закончился весь этот период в жизни, как сказал сам экс-премьер, «двумя выводами».
Вывод первый: после 25-летней работы на госслужбе г-н Касьянов решил более на нее не возвращаться, посвятив себя бизнесу и общественной деятельности. Причем одно другому у Михаила Касьянова не противоречит. Именно отсюда следует второй вывод, куда более глобальный: «Страна идет в неправильном направлении. Вектор изменился. Этот вектор неверный и негативно влияет на социальное и экономическое развитие страны». По мнению экс-премьера, страна отступает от демократических ценностей, которые "выбрал народ", по всем направлениям -- и в защите собственности, и в свободе средств массовой информации, и в реальном разделении властей: «Анализируя происходящее, я прихожу к однозначному мнению: ни по одному из этих направлений Россия не следует». Таким образом, экс-премьер в первой же публичной речи сделал громкие политические заявления. Причем заявления оппозиционные.
Эти заявления не могли не вызвать вопроса: «Собираетесь ли вы принимать участие в президентских выборах 2008 года?» «Вы знаете, все возможно, -- с улыбкой сказал экс-премьер и далее посерьезнел, -- главное не то, кто будет избран в 2008 году, а то, чтобы избранный возглавлял процесс по демократическому пути развития».
При этом г-н Касьянов вполне реалистично оценивает и свои сегодняшние возможности, и возможности демократических сил. Он ратует за их консолидацию, но своего участия в демократическом движении пока не видит. Он как бы подразумевает, что власти оказались, по сути, в оппозиции к передовым силам общества, но не готов броситься возглавлять эти самые "передовые силы" в виде существующих либеральных и демократических партий. Сами политики демократического толка вчера активно комментировали слова Михаила Касьянова о намерении способствовать объединению правых партий. Тон этих комментариев был настороженно-оптимистическим, хотя понятно, что политический потенциал экс-премьера превосходит потенциал всех так называемых лидеров демократического движения.
Впрочем, Михаил Касьянов -- прагматик. Так что пока его деятельностью станет не создание объединенной демократической коалиции, а помощь в улучшении инвестиционного климата России. «Наши потенциальные клиенты те, кто уже ведет свой бизнес в России», -- пояснил г-н Касьянов. При этом он особо подчеркнул, что правительственные структуры среди клиентов его новой фирмы окажутся едва ли. Относительно рисков экс-премьер считает, что сумеет научить своих клиентов эти риски минимизировать. Чтобы выжить и чтобы помочь России. Несмотря на ошибающиеся, по мнению Михаила Касьянова, власти.
«Нынешняя власть стала в оппозицию курсу, который проводился до этого и который был правильным, -- курс на рыночную экономику», -- говорит бывший премьер. Признаки смены курса он усматривает и в политической сфере, и в экономике. Один из них -- новая система избрания губернаторов. Михаил Касьянов напоминает, что работа федеральной власти с губернаторами требует терпения, а «отмена выборов -- это слишком простое решение». Правительство Фрадкова экс-премьер резко раскритиковал за монетизацию льгот: «Если население страдает от реформы, очевидно, что она неверна, неправильно составлена и бездарно проводится». Да и мотивы реформы вызывают у Касьянова вопросы: «Ни разу ни от кого -- ни от Путина, ни от премьера, ни от министров -- не слышал того, какова цель этой реформы».
И, конечно, на этой пресс-конференции не могло не быть вопроса о судьбе ЮКОСа. Вопроса, без которого не обходится ни одна пресс-конференция ни одного публичного российского политика как внутри страны, так и за рубежом. Михаил Касьянов говорил то же самое, что и в бытность главой правительства: «Ситуация нетерпимая. Отношусь негативно и к судьбе ЮКОСа, и Ходорковского, и к сделке по активам». У Михаила Касьянова было право так говорить хотя бы потому, что он не боялся делать это на посту премьер-министра, в отличие, скажем, от "министров-либералов" касьяновского правительства, сохранивших места в кабинете Михаила Фрадкова.
Слова о ЮКОСе стали точкой во вчерашней пресс-конференции. После них экс-премьер ушел. Может быть, чтобы все-таки вернуться не только как «МК -- аналитик», но и как «МК -- кандидат в президенты».
ВАШЕ МНЕНИЕ