|
|
N°32, 25 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Альберт Демченко: Сани собрали своими руками
Мастера санного спорта одними из первых завершили зимний сезон. В отличие от прошлых лет российские саночники не были статистами. Альберт Демченко блистательно выиграл Кубок мира, что позволяло надеяться на успешное выступление и на чемпионате мира. Однако результаты россиян в американском Парк-Сити разочаровали, что, впрочем, не омрачает появившихся олимпийских перспектив. На днях российская сборная по санному спорту вернулась в Москву, где корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА побеседовала с обладателем Кубка мира Альбертом ДЕМЧЕНКО.
-- Итоговое 37-е место на мировом первенстве -- не тот результат, на который вы рассчитывали. Что произошло?
-- Были конкретные причины, которые бы я не хотел сейчас озвучивать. Через год Олимпиада в Турине, и раскрывать свои секреты не станет никто. Скажу только одно. Так получилось, что по ходу соревнований пришлось кое-что менять в санях. Это и стало причиной неудачного выступления.
-- А заранее, в течение сезона этого нельзя было сделать?
-- Просто сложилась такая ситуация, что по ходу сезона техническая комиссия международной федерации долго решала, что разрешить, а что запретить. Из-за этого приходилось постоянно подстраиваться под эти требования и спешно вносить коррективы в конструкцию саней. Настораживало то, что, к примеру, во время женской гонки была дисквалифицирована немецкая спортсменка. Оказалось, что конструкция ее саней уже не соответствует техническому регламенту. И хотя у нас не возникало подобных проблем, мы спокойно проходили техническое освидетельствование, тем не менее на чемпионате мира решили перестраховаться и не рисковать. Упростили технику. Надеялись спокойно проехать, без нервов. Не получилось.
-- В одном из заездов вы еще и перевернулись. И это произошло уже не первый раз в этом году.
-- Перевернулся, потому что перед вторым заездом пришлось менять настройку саней. Всего в этом году у меня было два таких случая. Первый произошел в Лейк-Плэсиде, но там я даже не перевернулся, а просто не смог нормально доехать до финиша. Проанализировав причину, списал ее на начало сезона. Затем подобные проблемы возникли в Инсбруке. Но эта австрийская трасса не очень любимая мной. Одни трассы лучше чувствуешь, другие хуже. Правда, с годами чувство трассы может меняться.
-- Бобслеист Александр Зубков связывает свои успехи в этом сезоне с приобретением новой техники. В ваших сегодняшних достижениях роль сыграл тот же фактор?
-- Нет. Таких спонсоров, как у бобслеистов, которые купили им у немцев два боба-двойки и одну четверку, в санном спорте нет. Мы не закупаем сани ни у немцев, ни у итальянцев. Все делаем сами вручную. Правда, сейчас представители Института имени Хруничева обещают разработать модель саней, но такие деньги запрашивают, что, наверное, проще купить еще пять бобов.
-- А кто вам делал сани?
-- Механик Александр Васин. На протяжении десяти лет он является тренером сборной. Помогал ему я. Все делали своими руками. Часть запчастей закупали на наших заводах, другие заказывали за границей. Оплачивали практически все сами. Помощь Федерации санного спорта выражается в том, что она предоставляет мастерскую, где все это можно собрать.
-- В этом сезоне вы угадали с моделью саней. Что мешало вам и Васину раньше сделать нечто подобное?
-- Но мы же не авиационный завод, который занимается разработкой моделей для немцев. Экспериментировали методом проб и ошибок и наконец, кажется, нашли. Теперь знаем, что нам нужно конкретно доделать, чтобы в Турине выступить хорошо. Сани делаются индивидуально под каждого спортсмена, учитывая его рост и вес. Модель не должна весить больше 25 кг, есть ограничения по ширине колеи. Ширина обтекателя не может превышать 530 мм, высота -- 120 мм. Спортсмен должен лежать в обтекателе так, чтобы передняя кромка саней не выступала за колено, а задняя -- за плечи. Много и других разных требований.
-- Нисколько не умаляя ваших заслуг, хочу спросить: считаете ли вы случайными победы россиян в тех видах спорта, которые в настоящее время вынуждены находиться в эмиграции?
-- В принципе да. Нет трассы -- нет школы -- нет притока новых сил. У нас в команде даже есть шутка: «Если ты записался в сани, значит, записался в сборную страны». Дело доходит до смешного, дети приезжают из Кемерово, занимаются санями всего год, и уже члены молодежной сборной.
-- А успех Валерия Беспалова, ставшего в этом году чемпионом мира среди юниоров?
-- Парню повезло. У нас вообще такой «везучий» вид спорта. Но, без сомнения, Валера -- перспективный, был призером на двух этапах юниорского Кубка мира в этом году. На мой взгляд, главные качества, которыми должен обладать саночник, -- чувство скорости и виража. У нас в команде были люди, которые тренировались очень много, и на руках ходили, сальто крутили, мастера по спортивной гимнастике, а в санях ничего добиться не могли. Наверное, так в любом виде спорта. Я в свое время пересел из саней в боб, не пошло. Бегаю тихо.
-- А если бы пошло?
-- Остался в бобслее. Там платят больше. Шучу. В бобе ты едешь, как в машине, -- скучно. В санях -- сплошной адреналин.
-- Но вы, помнится, в 2000 году уходили из санного спорта, что заставило вернуться?
-- Тяжело без этого прожить. Но, наверное, мне нужен был такой перерыв. За год многое переосмыслил. И когда пригласили в сборную снова, уже с другим настроем пошел.
-- За время простоя на какие средства существовали?
-- А я свои сани продал за полторы тысячи долларов знакомым спортсменам. И жил на сто баксов в месяц. Призовые деньги в нашем виде спорта невелики, много не накопишь.
-- И все-таки в стране, где восемь месяцев в году лежит снег, грех не развивать и не раскручивать санный вид спорта
-- Вопрос не ко мне. Хотя и сам я задумывался над ним не раз.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА