|
|
N°32, 25 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Удаление органов
Региональные власти хотят ограничить в средствах. Массовой информации
В конце минувшей недели в Сочи прошла почти незамеченная общенациональной прессой региональная конференция «Юг России: приоритеты информационной стратегии». Встреча вышла за рамки корпоративных интересов и собрала более 80 участников, в числе которых были представители практически всех ведущих средств массовой информации Южного федерального округа. Заявленная тема обсуждалась весьма вяло и в течение непродолжительного времени, пока в зале, где проходило заседание, не появились полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев и руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. Тема дискуссии тут же переменилась: речь пошла о взаимоотношениях власти и прессы.
Полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак буквально ошарашил аудиторию сообщением о том, что с 1 января 2006 года властные структуры в субъектах Российской Федерации будут иметь право учреждать и финансировать только одно официальное средство массовой информации, в котором будут публиковать свои акты и объявления. Полпред говорил о нововведении как о деле уже предопределенном. Такое решение, как заявил г-н Козак, «вписывается в существующие законодательные акты, регулирующие общие принципы организации государственной власти на местах». Главная причина столь радикального ограничения возможностей администраций краев, областей, городов и весей, как ее обозначил Дмитрий Козак, -- экономия бюджетных средств.
В качестве примера полпред привел справочные данные о том, что только в Южном федеральном округе в 2005 году на финансирование разных СМИ властные органы запланировали 25 млн долл., что при постоянных жалобах тех же органов на острую нехватку финансовых средств является фактом, безусловно, возмущающим налогоплательщиков. Причем, по словам полпреда, затраты региональных властей на СМИ прямо пропорциональны размерам получаемых ими из федерального центра дотаций. Это, как заявил г-н Козак, свидетельствует о том, что региональные власти пытаются заменить реальную экономическую политику виртуальной, преуспев больше в вопросах самопиара, но не в практических делах.
Полпред президента назвал также недопустимым существующее положение вещей, при котором бюджетные средства расходуются на финансирование всего 10% средств массовой информации. Следовательно, на рынке СМИ царит недобросовестная конкуренция, и уже давно пора включить механизм, который обеспечил бы всем массмедиа равные условия существования.
Реакция участников конференции на слова г-на Козака была скорее негативной, что, впрочем, объясняется просто: в Сочи собрались в основном редакторы СМИ, так или иначе финансируемых или поддерживаемых материально администрациями всех уровней. Сразу же прозвучал вопрос: а как быть властям, например, Кабардино-Балкарии, где СМИ издаются на трех языках, какую официальную газету учреждать -- на кабардинском, балкарском или русском?
Ситуацию несколько разрядил руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, по словам которого для социально значимых изданий и СМИ на национальных языках будет сохранена система государственных грантов. Будет сохранена и статья бюджетных расходов на социальную рекламу. А позже в кулуарах конференции руководители газет Краснодарского края рассказали коллегам о другом механизме, позволяющем власти поддерживать полюбившиеся ей СМИ: на Кубани действует около 50 губернаторских программ, и, чтобы освещать эти программы, а фактически нахваливать деятельность губернатора, краевая администрация заключает с определенными газетами и телерадиокомпаниями специальные договоры, предусматривающие неплохое финансирование по статье той же социальной рекламы.
Игорь ГЛАНИН, Сочи