Время новостей
     N°124, 16 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.07.2001
Обычное дело
Следственные группы в Ассиновской и Серноводске не нашли ничего особенного
Предварительные итоги расследования зачисток в Ассиновской и Серноводске огласит сегодня полпред президента в Южном округе Виктор Казанцев. Он сам обещал обнародовать результаты в минувшее воскресенье, но потом было решено немного повременить: во взглядах на происшедшее наметились явные расхождения.

То, что на сегодня известно о предварительных результатах, сильно отличается от первоначальных эмоциональных оценок. Прокурор Чечни Виктор Дахнов подтверждает, что не обнаружил ничего сенсационного, хотя и определился некий «круг подозреваемых». Следов массовых избиений, пыток электрическим током в ходе допросов, выкупа за личную свободу в ходе паспортных проверок, судя по всему, не найдено. Физические увечья, по данным прокурора, во время операции федеральных сил получили всего десять человек, а «многие местные жители обвиняют военных, исходя из эмоций». И.о. командующего объединенной группировкой генерал Владимир Молтенской добавляет, что пострадавшие, возможно, противодействовали милиции. Факт хищения федералами средств в школе в Ассиновской, приведенный на прошлой неделе главой Чечни Ахмадом Кадыровым, генерал опровергает.

Одна из двух статей, по которым прокуратура Чечни возбудила уголовное дело, -- о превышении должностных полномочий. Однако, судя по всему, военные руководители действовали строго в рамках закона и устава. Если кто и «злоупотреблял полномочиями», то только младшие чины, непосредственно входившие в дома.

Первоначальное возмущение и обличительный порыв явно сошли на нет. Между тем скандал с зачистками в Серноводске и Ассиновской мог стать самым громким за всю историю второй войны в Чечне. Ведь на этот раз целый ряд официальных лиц признали поведение военных во время зачистки преступным и выступили за ограничение такого рода активности. Г-н Казанцев сам поехал в Чечню извиняться перед населением, глава регионального оперативного антитеррористического штаба генерал Ежков обещал не допустить повторения, и даже Сергей Ястржембский сообщил, что массовых зачисток больше не будет.

О проблеме неизбирательного применения силы -- а проще говоря, о неадекватном поведении военных в Чечне -- давно уже говорят не только правозащитники и советники чеченской администрации. Очень часто даже при желании разобраться в ситуации ни гражданские власти, ни комендатуры районов, ни прокурорские работники не могут определить, с чьими подразделениями имеют дело и кому эти люди подчиняются. Как бы добросовестно ни работала гражданская прокуратура, каждый раз, когда след приводит ее на порог воинской части, она вынуждена останавливаться и передавать дело военным, после чего в большинстве случаев оно разваливается.

Неуправляемость и безнаказанность военных перечеркивает все попытки восстановить в регионе хотя бы видимость мирной жизни. Серноводск и Ассиновская вполне могли стать для федеральной власти поводом для энергичного вмешательства, это особенно выигрышно смотрелось бы на фоне недавнего съезда предпринимателей в Грозном и перспективы парламентских выборов будущей весной. Однако жесткая позиция, с самого начала занятая МВД и министром Грызловым (все спецоперации оправданны и правомерны), привела к концу недели к тому, что поутихли даже те, кто поначалу возмущался. Г-н Казанцев заявил, например, что доля вины за происшедшее лежит на местных главах администраций, которые слишком часто манкируют своими обязанностями и взваливают их на плечи федералов.

Кстати, сейчас главы администраций Ассиновской и Серноводска заняты розыском пропавших задержанных односельчан и удивляются, почему следственные группы проверяют только около десяти процентов всех поданных жителями заявлений. Командование при этом утверждает, что между военными и местными жителями вот-вот восстановится доверие, и даже обещает оказать селениям гуманитарную помощь.

Поворотным моментом «мирного строительства» история с зачистками, видимо, не станет, даже если показательно найдут нескольких виновных. Но как-то доводить расследование до конца, похоже, придется. В пятницу после встречи с депутатом Чечни Асламбеком Аслахановым обо всем происшедшем был подробно проинформирован президент, для которого немаловажен и международный эффект всей этой истории. В конце недели председатель ПАСЕ лорд Расселл-Джонстон уже говорил в Страсбурге об ответственности российского командования за нарушения в Ассиновской и Серноводске. Если внятных результатов следствия не будет до осени, на сентябрьской сессии ПАСЕ Россию снова ожидают проблемы.

Иван СУХОВ