Время новостей
     N°32, 25 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.02.2005
Настоящие охотники за террористами
Борьба за реальный контроль над Чечней продолжается
Силовой вице-премьер Чечни Рамзан Кадыров пообещал, что убьет Шамиля Басаева. Это обещание он опубликовал в «Московском комсомольце». Причем в собственной статье, а не в интервью. До сих пор сын погибшего в прошлом году чеченского президента не прибегал к подобным способам общения с прессой, да и вообще не был особенно разговорчив. Но события и публикации в СМИ последних недель заставили его попробовать себя в новом деле -- информационной войне. Причем играть г-ну Кадырову приходится от обороны: слишком много скандалов возникло вокруг его персоны сразу после присуждения ему в минувшем декабре звания Героя России.

Напомним, в январе Рамзан Кадыров во главе крупного отряда сотрудников подчиняющейся ему службы безопасности президента Чечни совершил рейд в Дагестан, где фактически захватил райотдел внутренних дел Хасавюрта. В РОВД находилась сестра вице-премьера, которую ранее задержали на территории Дагестана при проверке документов. Основная претензия милиционеров состояла в том, что сопровождавшие ее охранники были вооружены, но не имели соответствующих командировочных удостоверений. Г-н Кадыров фактически отбил сестру силой, причем президент Чечни Алу Алханов после этого позволил себе пожурить дагестанских стражей порядка за дискриминацию чеченцев по этническому признаку. Расследование инцидента продолжается. Сам г-н Кадыров полагает, что инцидент фактического нападения на сотрудников правоохранительных органов РФ на территории сопредельного региона исчерпан.

Вскоре после этого правозащитники обнародовали сведения об исчезновении восьмерых родственников Аслана Масхадова. По данным правозащитников, они были задержаны именно подчиненными Рамзана Кадырова: последние не скрывали этого ни в момент задержания, ни позже, когда за задержанных попытались вступиться сотрудники других силовых структур. В своем нынешнем заявлении г-н Кадыров утверждает, что родственники Масхадова похищены боевиками. Тем временем один из восьми масхадовских родственников нашелся несколько дней назад в изоляторе временного содержания в Ножай-Юрте. В связи с этим 16 февраля сам Рамзан Кадыров заявил российским информагентствам: «Где же здесь похищение? Если задержанный по подозрению с соблюдением всех норм УПК РФ находится под стражей? Этот факт, как и положено, зафиксирован в МВД республики». МВД республики, однако, пока далеко не все известно о семье Масхадова -- в противном случае у прокуратуры не было бы проблем с расследованием уголовных дел, заведенных по факту пропажи восьмерых граждан.

Два этих эпизода заставили журналистов припомнить вопросы, которые возникали к Рамзану Кадырову в прошлом. Например, вопрос о причинах гибели Ахмата Кадырова, за личную безопасность которого по должности отвечал его сын. Некоторые авторы предположили даже, что между Рамзаном Кадыровым и Шамилем Басаевым существует заговор по отторжению республики от России. Это, видимо, стало своего рода последней каплей: Рамзан Кадыров пригрозил правозащитникам и журналистам судом и объявил, что Басаев -- его кровный враг, которого он убьет, находясь на службе России или вне этой службы.

Тем временем в Чечне назревает очередной скандал с вероятными дальними последствиями. Причем на фоне прекращения перемирия, объявленного Асланом Масхадовым. Судя по всему, не за горами момент, когда республиканские силовые структуры, которыми, по сути, командует вице-премьер Кадыров, заспорят с федеральной группировкой о том, кто из них главный борец с терроризмом. Первые признаки скандала появились уже на этой неделе. Как писала газета «Время новостей», в воскресенье в Курчалое были убиты пятеро местных жителей, ехавших в частных "Жигулях" мимо федерального блокпоста. Двое убитых оказались сотрудниками президентской службы безопасности, т.е. подчиненными г-на Кадырова. Эпизоды гибели местных жителей в новейшей истории Чечни были, к сожалению, весьма многочисленны. Но ни один из них не вызывал столь мгновенной реакции республиканских властей. В понедельник президент Алу Алханов собрал брифинг и пообещал принять «жесткие и принципиальные меры», если подтвердится, что к смерти граждан причастны федеральные военные.

Пока прокуратура лишь «не исключает», что такая причастность может подтвердиться. Но федералы уже не скрывают своего раздражения по поводу тональности заявления г-на Алханова и вероятного будущего расследования. Тем более что, по некоторым сведениям, курчалоевский эпизод отнюдь не был беспричинным расстрелом гражданской автомашины: существует версия, что военные, находившиеся на посту, потребовали у пассажиров предъявить документы, а те в ответ взяли на изготовку автоматы. Кстати, неповиновение кадыровцев представителям федеральной власти давно стало весьма типичным явлением. И даже если подробности курчалоевского расстрела не подтвердятся, налицо назревающий конфликт между двумя силами, каждая из которых считает себя вправе применять оружие в целях защиты правопорядка. Недовольство федералов местными «структурами» неясного состава и субординации становится все более очевидным.

Главной сомнительной структурой является как раз служба безопасности президента республики. В начале этого года Алу Алханов попытался было отказаться от услуг этого подразделения, подчиняющегося лично вице-премьеру Кадырову. Но последнему, похоже, пока удалось сохранить монополию на президентскую безопасность. Подразделения СБ базируются в десятках чеченских сел и даже имеют на вооружении бронетехнику. Между тем советник президента России Асламбек Аслаханов сообщил в этот вторник, что СБ упразднена и от нее остался только так называемый спецполк патрульно-постовой службы имени Ахмата Кадырова. О полке говорит и Рамзан Кадыров. Однако полк имени Ахмата Кадырова, которым командует его «доверенный» Вахид Усманов, официально насчитывает немногим более 1000 человек. При том, что, по самым скромным оценкам, до формирования этого полка в службу безопасности входило не менее 3000 бойцов, преимущественно бывших боевиков. Следует учитывать, что кроме СБ под ружьем у г-на Кадырова находится около 15 тысяч сотрудников чеченской милиции, руководство которой подконтрольно не столько федеральному министерству, сколько вице-премьеру республики. По наиболее пессимистическим подсчетам бывшего премьера Чечни, ныне депутата Госдумы Михаила Бабича, общая численность местных формирований на сегодняшний день может достигать 30 тысяч человек. Это вдвое больше «официальных» вооруженных сил Ичкерии при Масхадове и сопоставимо с численностью находящейся в Чечне федеральной группировки (около 80 тыс. человек). По мнению ряда экспертов, одно это соотношение ставит под вопрос полноту федерального контроля над территорией Чечни.

Иван СУХОВ