|
|
N°124, 16 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Еще удар – и вот
Американская противоракета наконец-то поразила цель
Очередное испытание системы противоракетной обороны закончилось успешно. В субботу в 22.40 по восточному времени с калифорнийской базы Вандерберг стартовала ракета Minuteman II, снабженная кроме боеголовки ложной мишенью. Примерно через полчаса ракета-перехватчик, запущенная с Маршалловых островов, поразила цель над Тихим океанам. Налогоплательщику взрыв обошелся в 100 миллионов, Пентагону же сулит 3 миллиарда: именно такую прибавку к бюджету ПРО выбивают себе военные.
Испытание системы ПРО стало четвертым по счету, и только вторым удачным. В прошлом году два испытания закончились провалом, что заставило скептиков усомниться в технической реализуемости программы. Так что к нынешнему тесту, технически ничем не отличающемуся от первых трех, Пентагон готовился особенно тщательно: его несколько раз переносили, чтобы быть уверенным в успехе. Несмотря на не слишком убедительную статистику (только половина испытаний закончилась удачно) и тот факт, что последний тест мало походил на имитацию реальной ракетной атаки (даже в Пентагоне признают, что одной боеголовки и одной ложной мишени маловато), военные утверждают, что все идет по плану. «Мы сделали то, чего не могли добиться в прошлом году, -- заявил директор управления по защите от баллистических ракет генерал-лейтенант Рональд Кадиш. -- Мы продолжим работать над выполнением целей программы».
Пока военные решают технические задачи, госдепартамент с новой силой взялся за дипломатическое прикрытие проекта. В субботу глава ведомства Колин Пауэлл собрал журналистов и изложил им свои взгляды на проблему ПРО. Впрочем, главных адресатов речи политика следует искать все-таки в Москве. «Нам нужно добиться понимания, заключить договор, соглашение, что-нибудь с русскими, что позволит нам продолжать работу над программой защиты от ракет». Для Москвы, давно обиженной на Вашингтон за то, что тот ведет работы над строительством системы, практически не обращая внимания на возражения России, эти слова сродни бальзаму.
В какой именно форме Америка договорится с Россией, Пауэлл не уточняет. Тем не менее он полагает, что как только Москва убедится в искренности намерений Вашингтона, то сама посмотрит на обстоятельства иначе. «И они, и мы обладаем сдерживающей силой, но мы не угрожаем друг другу нашими оборонными инициативами. И эту сдерживающую силу можно сделать еще меньше». Пауэлл сомневается даже в том, что Москва, как она это уже не раз говорила, в ответ на развертывание ПРО насадит на ракеты боеголовки с разделяющимися головными частями. «Их бюджет ограничен, и когда они увидят, что мы сокращаем наши наступательные силы, а наша противоракетная система ограниченная, как мы это и говорим, я думаю, им будет трудно убедить себя в том, что это действительно нужный им шаг». Впрочем, даже если Россия все-таки выберет именно такой «асимметричный ответ», США, по словам госсекретаря, вовсе не обязательно будет принимать контрмеры. «Если мы не ощущаем угрозы, тогда мы вовсе необязательно должны привязываться к тому, что они делают».
Похоже, Вашингтону очень хочется, чтобы Москва исходила из той же логики. Пока что российский МИД назвал испытание «еще одним шагом на пути к появлению угрозы всей международно-договорной архитектуре».
Евгений АНТОНОВ