|
|
N°31, 24 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Любовь и другие кошмары
В Москве пройдет Х кинофестиваль «Лики любви»
На пресс-конференции, посвященной грядущему юбилейному фестивалю «о вечной теме любви между мужчиной и женщиной», президент «Ликов любви» Марк Рудинштейн прежде всего сообщил собравшимся, что в этом году одними «Ликами» дело не ограничится -- в конце августа в Сочи состоится уже следующий фестиваль, уже в измененном формате: неизменной останется лишь пресловутая «вечная тема». Ну а пока что московские киноманы смогут напоследок насладиться изрядным количеством весьма занятных лент, которые в отсутствие фестиваля вряд ли были бы доступны взору.
В конкурсной программе 16 фильмов из Словении, Болгарии, Дании, Японии, Австрии, Канады, Великобритании, Швеции, Венгрии, Германии, Ирана, Хорватии, Польши, Норвегии, Исландии -- всего два из них приобретены для проката, так что расслабляться не имеет смысла. Из известных имен в титрах конкурсных фильмов отрадно видеть исландского метафизика и бузотера Фридриха Тора Фридрикссона с фильмом «Найсландия» (трагическая гибель кота становится поводом для проверки чувств молодой пары) и лауреата позапрошлого Берлинского кинофестиваля, да и давнего любимца фестивального движения вообще Майкла Уинтерботтома с «Девятью песнями» (влюбленные изводят себя сексом на рок-концертах под музыку Primal Scream, Franz Ferdinand и Майкла Наймана). О прочих картинах конкурса пока известно немного, но в любом случае понятно, что фильмы с названиями вроде «Когда я вырасту, я стану кенгуру» (Радивое Андрич, Сербия и Черногория) или «Вилла «Паранойя» (Эрик Клаусен, Дания) никак не могут быть совсем уж неинтересными.
Председателем жюри любезно согласилась быть знаменитая британская актриса, дважды номинантка на "Оскара" Бренда Блетин ("Тайны и ложь", "Голосок"). На открытии в качестве почетного гостя ждут Алена Делона, также не исключено появление на "Ликах любви" пары Курт Рассел -- Голди Хоун, которые, по уверениям организаторов, приехать хотят, но не уверены, что получится.
На открытии «Ликов» вне конкурса покажут «У моря» -- второй режиссерский опыт Кевина Спейси с самим собой в главной роли -- и один из многих («Рэй», «Любимчик»...) музыкальных «байопиков» прошлого сезона -- на сей раз про певца Бобби Дарина и его отношения с кинозвездой Сандрой Ди. Фильм закрытия пока под вопросом -- из-за переноса релиза слетел планировавшийся поначалу сентиментальный памфлет Спайка Ли «Она меня ненавидит», так что теперь можно ждать сюрпризов. Поговаривали среди прочего о заведомо культовом киноальманахе «Эрос» (три новеллы соответствующей направленности от Стивена Содерберга, Вонга Карвая и Микеланджело Антониони) и несколько неуместных, но все равно необходимых к просмотру «Дневников мотоциклиста» Уолтера Саллеса с Габриэлем Гарсией Берналем в роли молодого Че Гевары.
Как и всегда, едва ли не самым приятным разделом программы остаются ретроспективы, на сей раз составленные по невероятным, каким-то совсем уж ребусным принципам: одна из них называется «Любовь и...» (и включает в себя фильмы 50--70-х годов, названия которых начинаются подобным образом»), вторая, как нетрудно догадаться, «...и любовь» (построена примерно так же). Похоже, скоро программы будут подбираться по одинаковому количеству безударных гласных в оригинальных названиях. Но если подбор останется на прежнем уровне, то следует приветствовать любой принцип. Во всяком случае на этот раз можно будет среди прочего, с одной стороны, насладиться кинокомедией студии «Азербайджанфильм» 1965 года «Любовь и лимандры», где в легкой ненавязчивой форме выводят на чистую воду безответственных шарлатанов от цитрусоводства, а с другой -- вспомнить, каково лицезреть Чарльза Бронсона на широком экране в нечасто встречающемся в видеообороте боевике «Любовь и пули» (1979) Стюарта Розенберга.
Наконец, основной сюрприз юбилейных «Ликов» носит уже совсем сюрреалистический оттенок. Речь идет о ретроспективе «Памяти озорника», которая посвящена итальянскому режиссеру, сценаристу, продюсеру, оператору, актеру и монтажеру Аристиде Массачезе (1936--1999), легендарному сексплуататору, обладателю фильмографии из более чем двух сотен картин, в титрах которого его можно увидеть под шестью десятками различных псевдонимов (Аризона Массачусетс, Дарио Донати, Майкл Вотруба, Чан Ли Сунь), из которых наиболее известным стало гордое имя Джо Д'Амато. Как и большинство итальянских киноподенщиков 70-х, он работал в самых разнообразных жанрах, но наибольший успех (в первую очередь пришедший чуть позже, когда трэш-продукцию того времени успели как следует распробовать и оценить) выпали на его фильмы ужасов и эротические фантазии (а то и кое-что пожестче -- большая часть снятых Д'Амато в 80--90-х годах относилась к безусловному порно). Особенно хороши были картины из серии о Черной Эммануэли (эту роль неизменно играла фантастически бездарная, но очень красивая Лаура Гемзер), а кроме того, Д'Амато всегда был славен тем, что с легкостью переносил в сферу телесного низа сюжеты разной степени классичности, -- под руку «озорника» (а по большому счету хулигана) попали герои Кентерберийских рассказов, Калигула и Мессалина, Антоний и Клеопатра, Моцарт и Кармен, Отелло и Гамлет. Не были обойдены вниманием и поп-иконы нового времени: в «Рокки 3» порномонстр Рокко Сифреди примеряет боксерские трусы а-ля Сталлоне (для того, чтобы немедленно остаться без таковых). Также в программе «Черный секс», «Черный оргазм», «Китайская Камасутра», «Калигула 2: Нерассказанная история», «Грабители с Антильских островов» и «Антропофагус». Фильмы эти могут ввергнуть непривычного зрителя в шок (причем в первую очередь не столько откровенностью, сколько, скажем так, бесхитростностью художественных приемов), но как бы там ни было, ретроспектива, подобная этой, стала бы украшением любого мирового киносмотра, где низовой пласт кинопроцесса давно уже стал предметом пристального изучения и практически неисчерпаемым источником удивительных открытий. Так что кажется, что символом нынешних «Ликов» станут не соединившиеся в финальных объятиях герои гипотетического лауреата, а тот самый жуткий антропофагус, поедающий чужие внутренности на самых крупных планах. Любовь зла -- в том числе и к киноискусству.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ