|
|
N°31, 24 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без очереди
Инвесторы не спешат в Чечню
Советник президента России Асламбек Аслаханов договорился с иорданскими предпринимателями об инвестициях в сельское хозяйство Юга России. По его словам, иорданская фирма «Эльбрус» готова вложить 200 млн долл. в аграрный сектор Адыгеи, Краснодара, Ставрополья и некоторых других регионов. В случае успеха сотрудничество будет развиваться. «Я, конечно, как попугай, повторял на всех встречах, что нужны инвестиции в Чечню. Но они почему-то не соглашались, -- заметил советник, сам этнический чеченец. -- Видимо, они не очень верят в надежные гарантии безопасности. Я, правда, и не рассчитывал, что кто-то выстроится в очередь».
Г-н Аслаханов на днях вернулся из турне по странам Ближнего Востока -- он побывал в Ливане, Сирии, Иордании и Иране. Раньше такие поездки совершал главным образом прежний президент Чечни Ахмат Кадыров, но его вояжи были посвящены скорее культурным и конфессиональным связям. На этой основе ему удавалось, например, договориться с Саудовской Аравией о целой программе помощи чеченским школам.
Турне г-на Аслаханова, напротив, сугубо светское и деловое, и переговоры он вел не от имени Чечни, а от имени федеральной власти, весьма озабоченной экономической ситуацией в южных регионах. Асламбек Аслаханов доволен своей встречей с президентом Сирии Башаром Асадом. Г-н Аслаханов намекнул на существующие планы создания некой транснациональной корпорации: «Это пока проект, есть такое поручение». Говорить подробнее советник не стал, но в контексте упомянул гендиректора Трубной металлургической компании и главу Российско-сирийского делового совета Дмитрия Пумпянского, а также компанию «Татнефть», выигравшую тендер на разведку и добычу нефти в Сирии.
Надо сказать, положение в Чечне интересовало журналистов куда больше, чем результаты поездки советника на Ближний Восток. И из комментариев советника стало вполне понятно, отчего инвесторы не спешат в грозненские окрестности. Г-н Аслаханов полагает, например, что с окончанием зимы там вновь начнется активная партизанская война. При этом существует целый ряд факторов, воспроизводящих терроризм. Среди них советник прежде всего назвал уровень коррупции и действия правоохранительной системы: «Людей унижают и оскорбляют те, кто должен их защищать».
По мнению советника, за время обеих чеченских войн в республике погибло, умерло от болезней и ран и стало калеками свыше 300 тыс. человек. Подтвердить или опровергнуть недавнее утверждение правозащитников о том, что виновниками похищений являются не столько федеральные, сколько республиканские силовые структуры, г-н Аслаханов не смог. Но рассказал, что на рассвете в этот вторник (прямо в день его пресс-конференции) из его родового села Новые Атаги неизвестными в камуфляже было куда-то уведено от шести до восьми молодых людей.
Обострение ситуации в Грозном (гибель девяти российских военных) накануне Дня защитника Отечества, который совпадает с 61-й годовщиной насильственной депортации чеченцев, советник связывает не с окончанием перемирия, объявленного в феврале Асланом Масхадовым, а с недавними событиями в Курчалое. В воскресенье вечером там были убиты пятеро местных жителей, в том числе двое сотрудников службы безопасности президента Чечни, подчиняющейся вице-премьеру Рамзану Кадырову. По одной из версий, кадыровцы были убиты федералами. На прямой вопрос о возможности мести федералам со стороны кадыровцев советник уклончиво ответил, что есть силы, которые хотят столкнуть друг с другом федеральных и местных борцов с терроризмом.
Г-н Аслаханов считает, что следовало бы активнее вести переговоры с боевиками. По его мнению, вести их с Масхадовым после «Норд-Оста» и Беслана уже невозможно. Вместо этого следует отобрать 10--15 чеченцев, не принимавших участия в войне и пострадавших от нее, и столько же -- «с той стороны». Из тех, к кому нет формальных уголовных претензий. «Есть множество вещей, которые можно обсуждать, -- сказал г-н Аслаханов. -- Кроме статуса республики». На вопрос «Времени новостей», не станет ли администрация Чечни главным противником таких переговоров, советник ответил, что эта администрация, по сути, остается «назначенцами» и будет делать то, что от нее потребуют.
Иван СУХОВ