|
|
N°124, 16 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Радость экспортера
Норма продажи валютной выручки снижена на треть
Экспортеры ликуют, Центробанк негодует: перед уходом на каникулы Дума снизила с 75% до 50% норматив обязательной продажи валютной выручки. Либерализацию валютных отношений, за которую с начала этого года агитирует лично президент Владимир Путин, депутаты, однако, поддержали не слишком дружно, отдав за закон всего 240 голосов. Зато соответствующие поправки в закон о валютном регулировании приняты сразу в целом, и ЦБ уже вряд ли удастся что-то изменить.
Обсуждение проходило весьма скандально и сопровождалось публичными поисками заказчиков и противников проекта, экскурсами в кризисный 1998 год и апокалиптическими предсказаниями. Обработка депутатских голов началась еще до прений. Каждый думец получил справку МЭРТ, из которой следовало, что для удовлетворения потребностей денежных властей достаточно продажи экспортерами всего 30% валютной выручки. С сухой правительственной табличкой состязались прокламации ученых мужей. Глава Института народнохозяйственного прогнозирования Владимир Ивантер предупредил Думу, что она «инициирует планомерную подготовку к очередному экономическому и социальному кризису и провоцирует антипрезидентские настроения». Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин предрек, что народным избранникам «придется нести ответственность за новую разрушительную девальвацию, новый хаос в стране, слезы и нищету избирателей».
Представлявший законопроект зампред бюджетного комитета Михаил Задорнов («Яблоко») был деловит и нелиричен. По его словам, ситуация радикально изменилась по сравнению с 1998 годом, когда принималось решение о повышении нормы продажи с 50 до 75%: золотовалютные резервы составляют 35 млрд долларов, увеличившись на 7 млрд с начала года, сальдо платежного баланса положительно, рубль реально укрепляется по отношению к доллару. И повышенная норма приводит к дополнительной инфляции, подрыву конкурентоспособности экспортеров и дополнительным издержкам предприятий.
В ответ глава комитета по экономической политике Сергей Глазьев (КПРФ) заявил, что Думе предлагают восстановить элементы экономического механизма, приведшие к краху в августе 1998 года. Вследствие снижения нормы продажи выручки резервы ЦБ к концу года могут сократиться до 20 млрд, курс рубля упасть до 43 рублей, а инфляция подскочить до 35%. «И мы городим этот огород ради того, чтобы экспортеры снизили затраты на покупку валюты примерно на 100--150 млн долларов в год», -- пытался вразумить г-н Глазьев коллег.
Агитационную эстафету подхватил Виктор Геращенко. Он напомнил, что в совместном заявлении ЦБ и правительства по итогам переговоров с МВФ выражено стремление увеличить валютные резервы за год на 9 млрд долларов, обеспечив, в частности, необходимые средства для погашения задолженности государства как в 2001-м, так и в 2002 году. «Этот результат пока не достигнут», -- заметил глава ЦБ и призвал думцев не решать вопрос о снижении нормы продажи валютной выручки в «кавалерийском стиле», а подумать до осени.
Выступление главы ЦБ на думском заседании (по уверению официального представителя правительства Андрея Логинова, на совещании у президента г-н Геращенко закон поддержал) послужило сигналом к наступлению левых. Они потребовали отложить законопроект, ссылаясь на авторитет г-на Геращенко и уснащая свои речи комплиментами в его адрес -- «крупнейший специалист», «финансовая совесть России», «лучший банкир в мире». Первый вице-спикер Любовь Слиска («Единство») иронично напомнила депутатам, что с г-ном Геращенко пока никто не прощается, и он продолжает работать.
Впрочем, позиция главы ЦБ возмутила часть законодателей. Группа депутатов во главе с председателем бюджетного комитета Александром Жуковым («Росрегионы») подготовила обращение к президенту с просьбой проанализировать причины разногласий между правительством и ЦБ по вопросам денежно-кредитной и валютной политики. А зампред комитета по безопасности Александр Куликов (КПРФ) предложил разобраться с самим законом, за которым «стоят очень серьезные влиятельные коррупционные силы... группа людей, которая называется олигархами». Зампред бюджетного комитета Владислав Резник («Единство») сделал встречный выпад, заметив, что в непринятии закона заинтересован тот, кто хочет чтобы предприятия дополнительно тратили деньги на комиссию, то есть «одна биржа, которая потеряет порядка 10 млн долларов». Возмущенный Сергей Глазьев заявил, что закон «пролоббирован магнатами из РСПП -- Фридманом, Бендукидзе, Ходорковским и Потаниным», а думать, что «ММВБ купила Российскую академию наук, -- это глупость».
Сеанс страшных разоблачений коммунист Иван Захаров предложил продолжить в думской комиссии по коррупции, поручив ей криминологическую экспертизу закона. Но это поручение не было проголосовано. И поспорить о последствиях принятия закона его противники и сторонники смогут через год, когда правительство и ЦБ, согласно думскому постановлению, должны будут отчитаться о результатах применения 50-процентной нормы продажи валютной выручки.
Светлана ЛОЛАЕВА