|
|
N°31, 24 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Визит закончился загадкой
Индийцам предложено подождать окончания дела ЮКОСа в Техасе
Визит индийской делегации во главе с министром нефти Мани Шанкар Айаром в Москву не принес сенсаций. Г-н Айар, как уже сообщалось, привез в Россию предложение инвестировать «не менее 20 млрд долл.», правда, не уточняя, в какие проекты и в течение какого срока. Он встретился в минувший понедельник с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко, а во вторник с президентом «Роснефти» Сергеем Богданчиковым и вице-премьером Александром Жуковым. Индийцы в очередной раз подтвердили свой интерес к российскому нефтегазовому сектору, однако реакция российской стороны, судя по всему, была довольно сдержанной. Чиновники благосклонно выслушали индийских коллег и заявили о своей «глубокой заинтересованности» в сотрудничестве, однако заключать конкретные соглашения пока не стали.
Как только стало известно о том, что новым владельцем «Юганскнефтегаза» стала государственная «Роснефть», индийцы начали активно рассказывать о своих далеко идущих планах по сотрудничеству с российскими нефтяниками. Сначала появились сообщения, что национальная компания Oil & Natural Gas Corporation (ONGС) готова приобрести 15--20% «Юганскнефтегаза», заплатив за это около 2 млрд долл. Т.е. примерно в соответствии с той ценой, за которую и был продан «Юганскнефтегаз». Затем ONGС сообщила, что привлекает кредиты, чтобы заплатить 6 млрд долл. за долю в бывшей «дочке» ЮКОСа. Позднее индусы сообщили, что намерены подавать совместную с «Роснефтью» заявку на аукцион по проекту «Сахалин-3», а также вместе разрабатывать крупное Ванкорское месторождение, принадлежащее российской госкомпании. Однако на многочисленные заявления индийской стороны российские чиновники предпочитали либо отмалчиваться, либо заявлять, что конкретных переговоров не ведется и никаких обязательств российская сторона на себя не взяла.
Во вторник Минпромэнерго распространило пресс-релиз, где обтекаемо сообщалось, что Россия «открыта к рассмотрению предложений» индийской стороны по участию в российских проектах «Газпрома», «Роснефти» и «Транснефти». В сообщении также отмечается, что г-н Христенко «обозначил интерес российской стороны к участию индийских компаний в осуществлении геолого-поисковых и разведочных работ, разработке месторождений и добыче углеводородного сырья Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, Восточной Сибири и Дальнего Востока, Западной Сибири, а также шельфов Баренцева и Охотского морей». «Нас устраивает уровень и характер российско-индийских отношений, их надо сохранять и развивать», -- цитируются в релизе слова министра. А неназванный собеседник Интерфакса добавил, что «индийские компании выражают заинтересованность работать в любом составе и с любыми партнерами с российской стороны», и добавил, что эта страна «готова импортировать в течение 10--15 лет до 50 млн тонн нефти ежегодно», причем часть этой нефти они хотели бы добывать сами.
На встрече с вице-премьером Александром Жуковым, как сообщил «Времени новостей» один из ее участников, вопрос по «Юганскнефтегазу» индийская делегация предпочла не поднимать -- в связи с тем, что проблема была обсуждена с г-ном Христенко. Г-н Жуков же не стал ничего обещать своим партнерам, ограничившись протокольными фразами. «Мы рассматриваем Индию как стратегического партнера, в том числе и в развитии энергетического сотрудничества», -- сказал он, добавив, что со своей стороны правительство России готово предпринять для этого максимум усилий. В ответ г-н Айар предложил объединиться для совместной работы в странах СНГ и Иране.
Подробности встречи с Сергеем Богданчиковым в российской компании вчера раскрывать вообще отказались. Нельзя исключать, что контуры соглашения на ней все же были определены, однако в связи с тем, что процесс по делу ЮКОСа в США не закончен, говорить о новых собственниках «Юганскнефтегаза» пока преждевременно. Впрочем, в России уже звучали предположения о том, что часть этой компании в любом случае будет продана ONGC, чтобы снизить политические риски, связанные с этой покупкой «Роснефти».
С трудностями сталкивается и другое предложение индийцев -- совместная работа на Ванкорском месторождении. Во вторник вице-губернатор Красноярского края, где находится месторождение, Андрей Гнездилов заявил Интерфаксу: «Мы ведем диалог с несколькими компаниями из Индии, но пока окончательная часть еще не определена». По его словам, предметом переговоров являются «вложения в возможные нефтегазовые активы», однако «пока то, что предлагается индийской стороной, нас не устраивает». «Текущие предложения не предусматривают строительства перерабатывающих мощностей в крае», тогда как главной задачей региональных властей является «привести в край инвестора, который будет вкладывать средства в переработку». «Не исключено, что в течение года мы посетим Индию и еще ряд стран, где явно прослеживается возможность инвестиций в Красноярский край», -- сообщил он.
В «Роснефти» прошли крупные кадровые перестановки. Вторым лицом компании -- первым вице-президентом -- назначен бывший вице-президент «ЮКОС-ЭП» Сергей Кудряшов, говорится в официальном сообщении компании. В новой должности он будет курировать производственный сектор холдинга. Причину его назначения на столь высокий пост в «Роснефти» пояснить отказались, формально заявив, что компания руководствовалась «высокими профессиональными качествами» г-на Кудряшова. Кроме того, директором по науке «Роснефти» назначен Марс Хасанов, до этого возглавлявший уфимский филиал «Юганск-НИПИнефть» (научно-исследовательский и проектный институт, принадлежавший «ЮКОС-ЭП»). На должность первого заместителя гендиректора «Юганскнефтегаза» по экономическим вопросам назначен Игорь Павлов, который до этого занимал аналогичную должность в «Роснефть-Пурнефтегазе». На должность главного бухгалтера «Юганскнефтегаза» назначена Наталья Вовк, выполнявшая ту же работу в «Роснефть-Пурнефтегазе».
Денис РЕБРОВ