Время новостей
     N°124, 16 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.07.2001
CD-MUSIC
Стерильный

«Браво», «Евгеника», Moroz Records

Евгений Хавтан всегда имел репутацию сильного мелодиста и превосходного стилизатора. Но предпочитал держаться в тени. И только тогда, когда харизматичные вокалисты вроде Агузаровой или Сюткина ушли, а с «Браво» ничего страшного не случилось, стало ясно, кто на самом деле дергает за нитки.

В новом альбоме «Евгеника» Хавтан не только автор всех мелодий. Он еще и поет, причем больше, чем официальный солист Роберт Ленц. И уж точно не хуже. Возможно, поэтому журналисты окрестили диск «Хавтаника» (слово «евгеника» для несведущих расшифровано на обложке). Хотя надо сказать, что как мелодист и стилизатор на этот раз Хавтан не блеснул. Мелодии заезжены до смерти и сильно смахивают одна на другую. Две песни -- «Любовь не горит» и «XX век» -- крутят по радио давно, и ясно, что это единственные две, которые этого достойны. Все остальное -- качественный, но удивительно скучный набор из стерильных мелодий и временами совсем корявых текстов. Раньше Хавтан себе такого не позволял.

Пики творческой активности Евгения Хавтана всегда совпадали по времени с уходом очередного вокалиста. Малое участие Ленца в пластинке и его разговоры о том, что он не прочь реанимировать свою старую группу, дали ход слухам о том, что Ленца ждет участь его предшественников. То есть не исключено, что через год-другой Хавтан опять выдаст хит всех времен и народов. И, судя по всему, вокалистом при этом будет он сам.

Я тебя ждала, но ты ушла к другой

Недавно, бродя по самодельным музыкальным сайтам, я нашел бесподобную по наивности рецензию на свежевыпущенный альбом «200 по встречной» (Universal Music Russia) скандального дуэта «Тату»: «пронзительная, неподдельно искренняя исповедь девчонки, страдающей от невозможной любви... одиночество -- обычная болезнь в нашем жестоком технократическом мире... девочка -- современный Пигмалион» и так далее. Такое автор(ша?) пишет (обливаясь слезами умиления, надо полагать) о песенке «Робот», процитировать которую хочется прямо здесь, прямо сейчас и целиком и полностью:

«никто ничего никогда не поймет/ такая любовь -- искусственный мед/ искусственный лед искусственный рай/ скорее включай/.../ и я никому не скажу/ что я робота люблю». Достаточно. Дальше -- больше: в других песнях появляются «мальчики-геи» и всякие «я у тебя не первая/ ты у меня случайная». На следующих альбомах «Тату» лирический герой, надо полагать, будет человеков кушать. Ну и пусть его, все же нормальные люди понимают, что скандал в шоу-бизнесе -- двигатель торговли. В рецензии на альбом Саманты Мамбы я написал, что мы в России тоже не лаптем щи хлебаем: вот, изобрели раздвоенную лесбийскую «бритниспирз», прогрессивный гибрид, вроде того. Пошутить хотел. А вышло по правде: российское отделение Universal возьми да и заключи с «Тату» контракт, да еще и за границей их раскручивать собираются. Почему бы и нет: альбом оказался на диво неплохим и по звуку, и по концептуальному дизайну, и по направленному в нужное русло сопутствующему скандалу. Музыка этих девяти песен, конечно, похожа на все сразу - Милен Фармер, Ализэ, -- но в данном случае важен кураж, сопровождающий развитие проекта, а никак не музыкальное новаторство. Короче говоря, самый беспрецедентный по своей наглости проект российского шоу-бизнеса удался на славу.

Святослав БИРЮЛИН, Александр БЕЛЯЕВ