|
|
N°30, 22 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Америке следовало быть более честной с Россией»
Послезавтра в Братиславе встретятся президенты Владимир Путин и Джордж Буш. Отношения между двумя странами непростые, в США звучат призывы исключить Россию из "большой восьмерки". Американский конгрессмен Курт УЭЛДОН рассказал спецкору «Времени новостей» Андрею ЗЛОБИНУ о причинах похолодания между Москвой и Вашингтоном.
-- Последние 13 лет Америка посылала России неверные сигналы. Мы привели НАТО к границам России. Мы вышли из Договора по противоракетной обороне и начали финансирование работ по созданию системы ПРО США. Мы бомбили Сербию -- союзника Москвы. В 90-е годы США консультировали Ельцина в вопросах реконструкции экономики России. Мы знали, что он подбирает людей, которые станут олигархами. Но вместо того, чтобы быть честными с Ельциным, мы сделали вид, что не знаем о коррупции. Мы были в курсе, что в ней замешаны американцы, но наша администрация продолжала отрицать этот факт. Россияне видели эту коррупцию, видели, что в нее вовлечены американские частные лица и компании, как, например, в скандале с Bank of New York, когда 5 млрд долл. нелегально покинули Россию. Мы были больше заинтересованы в сохранении Ельцина у власти, чем в создании работающей экономической системы. Америке следовало быть более честной с Россией и Ельциным в отношении олигархов, которые не платили налогов и вывозили гигантские средства из страны. Мы об этом знали, но молчали. А у россиян складывалось впечатление, что Америка использует Россию в своих интересах.
Наконец еще один пример. Речь идет о поправке Джексона--Вэника в отношении России. (Поправка, принятая в 1974 году против СССР в наказание за проблемы с эмиграцией советских евреев, действует до сих пор и ограничивает двустороннюю торговлю. -- Ред.). Президент Клинтон пять или шесть раз призывал отменить поправку. Об этом же говорил и президент Буш. Но так ничего и не сделано. Прошлой осенью я внес в администрацию Буша пакет из четырех положений для преодоления негативных сигналов, которые мы в 90-е годы посылали России: немедленно отменить поправку Джексона--Вэника, развивать сотрудничество по уменьшению угроз, наладить сотрудничество в создании нашей системы противоракетной обороны, в энергетике.
-- В прошлую среду в конгресс были внесены законопроекты об отмене поправки Джексона--Вэника, но в отношении Украины. По словам законодателей, это награда за украинскую «оранжевую революцию». А как же Россия?
-- В США существует движение за то, чтобы успеть отменить поправку Джексона--Вэника в отношении Украины еще до визита Ющенко в США (в середине весны этого года. -- Ред.). На мой взгляд, мы не должны так делать, потому что в России это будет воспринято как оскорбление. Это следует сделать одновременно для России и Украины.
-- Удается привлечь Россию к сотрудничеству в создании противоракетной обороны (ПРО)?
-- Я всегда поддерживал создание системы ПРО США. Но я выступаю за то, чтобы она создавалась совместно с Россией. Прошлой весной я привозил в Москву директора Агентства противоракетной обороны США генерала Генри Оберинга. Он встречался с генералом Балуевским (начальник российского Генштаба. -- Ред.). Сегодня мы стоим на пороге выдвижения новой инициативы об участии России в американской системе ПРО. В течение ближайших недель Агентство ПРО готово подписать контракт с Россией, он находится на рассмотрении руководства Пентагона. Речь идет о сотрудничестве с Россией в использовании ее радаров и, возможно, в совместных научных разработках. Например, в российских программах перехвата ракет в разгонной фазе и создания ракетного комплекса С-500.
-- А что нового предлагается для развития энергетического сотрудничества?
-- Буш и Путин должны установить стратегическое партнерство в области энергетики. Я предлагаю создать комиссию, подобную комиссии Гор--Черномырдин, но по энергетике и на президентском уровне Буш--Путин. У России есть тонны энергии, а Америке нужны тонны энергии. Российские компании, такие как ЛУКОЙЛ, "Итера", "Стройтрансгаз", уже работают с США. А энергетические компании США хотят работать с Россией и такими компаниями, как "Газпром".
-- Но ведь и у Америки есть, наверное, причины не доверять России? На днях в Москву приезжал глава Высшего совета национальной безопасности Ирана Хасан Роухани, и Путин подтвердил, что Россия продолжит ядерное сотрудничество с Тегераном.
-- Владимиру Путину надо более тесно сотрудничать с нами по Ирану и Северной Корее. Развитие нашего ядерного сотрудничества может отразиться на решении проблемы Ирана и АЭС в Бушере. С директором Курчатовского института Велиховым я обсуждал идею создания российско-американской комиссии для контроля над поставленным в Бушер топливом. Это помогло бы снять и озабоченность Израиля в этом отношении.
-- Накануне саммита Москва заявила о продаже ракет Сирии.
-- Я обеспокоен продажей любого оружия Сирии и думаю, что это неудачное время для подобных сделок. Ведь, возможно, Дамаск замешан в недавнем убийстве бывшего премьера Ливана. Надеюсь, президент Путин принимает это во внимание.
-- Российский президент заявил, что у Москвы есть новое ядерное оружие, не имеющее аналогов в мире. А в США говорят о работах над созданием ядерных зарядов, способных проникать глубоко под землю (Robust Nuclear Earth Penetrator). Это новая гонка вооружений?
-- Что вы, нет. Мы не хотим возобновления гонки вооружений. Я уверен, что в некоторых странах, таких как Северная Корея, имеются гигантские подземные комплексы. И чтобы проникнуть в них, надо не создавать новое ядерное оружие, а использовать уже существующее, но в новой конфигурации. Но такие исследования должны проводиться в консультациях с Россией.
-- На прошлой неделе в сенате США прошли слушания «Отступление демократии в России», посвященные делу ЮКОСа.
-- Ход подобных слушаний зависит от существующих в США представлений о том, что же происходит в России. Компания ЮКОС приобрела влиятельное лобби в Вашингтоне, так как понимала, как здесь надо влиять на дела. Но здесь нужно соблюдать баланс, обсуждая и факт уклонения ЮКОСом от уплаты налогов.
-- Между нашими странами столько противоречий. Так что же будет решено в Братиславе?
-- Сейчас для наших отношений -- критический момент. Одни призывают США отдалиться от России. Считаю, что это неверно. Джордж Буш -- один из лучших президентов в нашей истории. И он испытывает огромное уважение к Владимиру Путину. Я знаю об этом. Но последние четыре года отношения наших стран построены на личной дружбе двух президентов, доверия на других уровнях власти не создано. Это, возможно, заставляет Путина делать внутри страны вещи, как он сам ощущает, без поддержки, на свой страх и риск, и мы их не всегда понимаем. У меня есть озабоченность по поводу демократизации России, но я исхожу из того, что демократия в России никогда не будет точно такой же, как в США.
Беседовал Андрей ЗЛОБИН