|
|
N°30, 22 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На новой работе
Михаил Касьянов отмечает годовщину отставки
В четверг истечет срок, в течение которого Михаил Касьянов как бывший премьер-министр перестанет пользоваться полагавшимися по закону атрибутами власти -- госохраной, спецсвязью и пр. И в этот день г-н Касьянов объявит о своем новом месте работы. Он сделает это спустя ровно год после отставки с поста председателя правительства. Именно 24 февраля 2004 года, за несколько дней до президентских выборов, Владимир Путин, сославшись на необходимость «избежать неопределенности в структурах федеральной исполнительной власти, а следовательно, поддержать работоспособность государственного аппарата, сохранить заданный темп преобразований, в том числе в рамках начатой административной реформы», отправил правительство Касьянова в отставку. На поверку оказалось, что в отставку отправился лишь премьер: все остальные (за единичными исключениями) члены кабинета либо остались при должностях, либо вскоре нашли новое место на этажах в исполнительной вертикали.
Путь Михаила Касьянова к созданию собственного бизнеса был непрост. Первое время казалось, что ему все же найдется подходящее место на госслужбе. Однако чем дальше, тем яснее становилось: в новой административной системе нет такой ячейки, куда можно было бы поместить бывшего премьера. Наконец, в июне прошлого года возник проект создания инвестиционного банка с капиталом в 5--6 млрд евро для проектов, ориентированных на интеграцию с Евросоюзом и СНГ. Помимо очевидных плюсов в виде возможности финансирования несырьевых проектов, просматривалась и политическая перспектива такого банка: у России был реальный шанс использовать его как инструмент налаживания экономических связей на пространстве СНГ, где уже шли очевидные антимосковские настроения. Были, впрочем, и минусы. Главным из которых с точки зрения Кремля выглядела перспектива предоставления под имя Касьянова крупных финансовых ресурсов. И хотя проект был представлен общественности как «поручение» президента Путина, правительственные чиновники его довольно быстро похоронили. Президент, насколько известно, не возражал. И других предложений бывшему премьеру не делал.
Некоторое время, впрочем, в кремлевских кабинетах и белодомовских коридорах обсуждали идею выдвинуть Касьянова в мэры Москвы. «Не можем же мы на смену Юрию Михайловичу выдвинуть питерца», -- шутил летом один из кремлевских руководителей. Но тут же вполне серьезно резюмировал: «Может, кто-то хочет, чтобы мэром Москвы был Касьянов, я -- нет».
Со временем стало понятно (видимо, и самому Касьянову), что, если его административный потенциал не востребован, остается перспектива реализовывать опыт в рамках собственного бизнеса. «Мы хотели предложить г-ну Касьянову позицию, адекватную его фигуре, -- говорит собеседник «Времени новостей» в одном из крупнейших американских инвестиционных банков. -- Но, учитывая обстоятельства его отставки, сочли, что при всех плюсах это скорее может негативно отразиться на нашем российском бизнесе. Вне всяких сомнений, Михаил Касьянов был прекрасным премьером, способным глубоко проникать в существо самых разноплановых проблем. Что касается финансовых рынков, то, с моей точки зрения, он был последним российским чиновником, который понимал механизмы их функционирования».
Консалтинговая компания, о создании которой послезавтра объявит Михаил Касьянов, как видно, самая удобная форма бизнеса и для него самого, и для тех, кто нуждается в его опыте.
Иван ГОРДЕЕВ