|
|
N°30, 22 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мечта для россиян
Каково место России в системе американо-европейских координат? Мыслями по этому поводу делится американский ученый Джереми РИФКИН, советник Романо Проди в бытность того председателем Еврокомиссии, президент Фонда по изучению экономических тенденций и автор бестселлера «Европейская мечта». Джереми Рифкин, давно не дававший интервью российской прессе, сделал исключение для Илоны ВИНОГРАДОВОЙ. Специально для «Времени новостей» из Брюсселя.
-- Американо-европейские отношения ухудшились из-за разногласий по Ираку, но обе стороны говорят об «общих ценностях». Соответствует ли Россия этой системе ценностей?
-- При общих ценностях у Европы и США совершенно разные мечты. Американцы ценят личную независимость и право собственности, они индивидуалисты. А европейцы социалисты. Мы стремимся к бесконечному экономическому росту, а европейцы фокусируются на социальной жизни, для них важнее качество, а не количество. В политике американцы агрессивны вплоть до военного разрешения какого-либо международного конфликта. Европейцы, напротив, конфликты предпочитают разрешать мирно. Европейский союз -- уникальная в этом отношении империя. Да, да, империя -- первая в истории человечества, построенная не на крови, а на желании сотрудничать, договариваться.
Россия, как мне кажется, смесь американской и европейской мечты. Поэтому вы всегда на перепутье. Сейчас вам надо решать, с кем укреплять политико-экономические отношения. Евросоюз -- выгодный для вас партнер, впрочем, это взаимно. Но у вас под боком Китай, с которым тоже возможны стратегически важные отношения. В любом случае сейчас ни одна страна, будь то Америка или Россия, не в состоянии сделать что-либо в одиночку. Надо определяться с союзниками и партнерами.
-- Сейчас две важные проблемы в отношениях США и ЕС -- это ядерная программа Ирана и намерение европейцев отменить эмбарго на экспорт оружия в Китай. Как с этим?
-- Основной смысл визита Буша в Брюссель -- это официальное признание ЕС равнозначным партнером, без которого Америке не обойтись ни в вопросе Ирана, ни по отмене эмбарго. До этого США смотрели на ЕС немного сверху, сбоку, в общем, откуда угодно, только не глаза в глаза. Но пришло понимание, что ЕС -- это не НАТО, ЕС -- это Брюссель. НАТО не играет более той роли, которая была у Альянса изначально и даже десять лет назад.
-- Тем не менее свой визит в Брюссель Буш начинает с посещения штаб-квартиры НАТО и только потом встречается в Еврокомиссии с ее председателем и другими чиновниками.
-- Я не уверен, понимает ли Джордж Буш новую расстановку сил. Но Белый Дом адекватно оценивает новую ситуацию, поэтому этот визит именно в Брюссель наконец-то и состоялся. Повторюсь: главное -- это официальное признание ЕС равноценным партнером. Очевидно, что конкретных договоренностей ни по Ирану, ни по Китаю, ни по Ираку достигнуто не будет -- над этим условятся работать.
-- Как повлияет принятие конституции ЕС на американо-европейские отношения?
-- Ничто не может так повлиять на самосознание европейцев, как это уже сделала война в Ираке. Вернее, неприятие этой войны большинством жителей Европы. Впервые со дня образования Евросоюза жители разных его стран осознали себя европейцами. Американцы, привыкшие не развязывать, а разрубать гордиевы узлы, должны понять: военная мощь -- еще не все. На первый план выходит мощь экономическая и социальная. И в сегодняшней расширенной до 25 государств Европе все это есть. Евросоюз сегодня -- супердержава.
-- Новые члены Евросоюза, например, амбициозная Польша, могут надавить на довольных собой Германию и Францию, чтобы создать Европу, которая будет больше похожа на Америку Буша.
-- Для людей из восточноевропейских стран, немало лет проживших под игом коммунистического режима, американская система ценностей -- индивидуализм, стремление к личному обогащению и карьерному росту -- очень привлекательна. Но европейское большинство все же сосредоточено больше на социуме, нежели на индивидууме, на качестве жизни в целом, а не на быстроте обогащения одного, на длительном развитии экономики вширь и вглубь, а не на постоянном росте вверх, что неминуемо приводит в один прекрасный день к краху.
Беседовала Илона ВИНОГРАДОВА