|
|
N°124, 16 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смерть на взлете
Ил-76 пролетел всего 500 метров
Вторая за последние две недели крупная авиакатастрофа случилась в прошедшие выходные. В субботу утром на подмосковном аэродроме Чкаловский при взлете разбился транспортный самолет Ил-76, принадлежавший авиакомпании «Русь». Все девять членов экипажа, а также пилот-инспектор Московского территориального управления Госслужбы гражданской авиации, находившиеся на борту лайнера, погибли. Во время аварии огромная машина и перевозимые 40 тонн груза полностью выгорели, и пока специалисты допускают все возможные версии. Однако, по первым оценкам, эксперты полагают, что и на этот раз, как в случае с пассажирским Ту-154, погибшим 3 июля под Иркутском, не обошлось без «человеческого фактора». Правда, пока под подозрением в первую очередь оказались не пилоты, а наземные службы.
Транспортный Ил-76ТД должен был выполнить по договору с рядом частных компаний чартерный рейс до Норильска. Туда надо было доставить партию разных товаров -- стройматериалы, обувь, парфюмерию, мебель и т.д.
Рано утром Ил-76 был полностью подготовлен к вылету, и в 8.53 экипаж получил разрешение на взлет. Однако всего через две минуты после начала разгона, только оторвавшись от полосы и пролетев меньше полукилометра, самолет неожиданно рухнул с высоты 30--40 метров в лесополосу, окружающую аэродром. Машина разломилась на три части и, поскольку топливные баки были наполнены под завязку (в них находилось около 48 тонн керосина), сразу же вспыхнула.
Спасательные и пожарные части были на месте катастрофы уже через считанные минуты, однако сделать уже ничего не могли. Топливо разлилось на площади почти в квадратный километр, и сбить пламя удалось только к двум часам дня. На таком пепелище экспертам осталось лишь собирать оплавленные обломки лайнера и изувеченные человеческие останки. К вечеру специалисты смогли извлечь и два «черных ящика», которые тоже довольно сильно пострадали, но, по предварительным оценкам, все же могут быть, по крайней мере частично, расшифрованы.
Пока же, учитывая особенности неудавшегося взлета и предшествовавшие ему события, специалисты наиболее вероятными считают две версии катастрофы. Первая -- причиной трагедии могла стать неисправность одного или нескольких из четырех двигателей Д-30КР производства завода «Рыбинские моторы». (Представители завода, вошедшие в комиссию по расследованию катастрофы и предварительно изучившие ситуацию, уже заявили, что это маловероятно.)
По второй версии, самолет был просто перегружен. По своим характеристикам при полных баках (которых должно хватать на пять часов беспосадочного перелета до Норильска) Ил-76 может взять до 42 тонн груза. Согласно документам, в течение трех дней перед полетом коммерсанты загрузили в трюмы 40,2 тонны. Однако, учитывая практику таких чартерных рейсов в дальние регионы наподобие Норильска, куда доставить грузы дорого и сложно, и владельцы товара готовы на любые ухищрения ради максимальной загрузки, следствие не исключает возможности халатности или сговора.
Кстати, сразу после катастрофы командир Чкаловской дивизии транспортной авиации, которой и принадлежит одноименный аэродром, отстранил от работы до окончания расследования всю смену управления безопасности полетов, давшую разрешение на роковой вылет и перед этим обследовавшую лайнер. Сейчас, конечно, установить точно, был перегруз или нет, сложно, поскольку 90% товаров, находившихся на Ил-76, полностью сгорели, но перед вылетом это было заметно -- на стойках шасси самолета установлены специальные датчики, показывающие уровень загрузки. Впрочем, представители самой авиакомпании «Русь», не комментируя возможные причины аварии в целом, твердо заявили, что версия перегрузки самолета абсолютно несостоятельна.
Как бы там ни было, руководство Госслужбы гражданской авиации еще в субботу наложило запрет на полеты всех самолетов компании «Русь» (авиакомпании принадлежит шесть самолетов Ил-76, включая погибший) и на вылеты лайнеров этого типа (за исключением военных) из аэропортов Чкаловский, Раменский и Мигалово.
Александр РАСКИН