Время новостей
     N°30, 22 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.02.2005
Коридор на юг мимо Армении
Иран, Россия и Азербайджан договорились на троих
Армения обеспокоена совместным проектом России, Ирана и Азербайджана по строительству новой железной дороги в обход армянской территории. Речь о проекте Казвин (Иран) -- Решт (Иран) -- Астара (Азербайджан). Этот путь в рамках международного транспортного коридора (МТК) «Север--Юг» пойдет в обход Армении, блокированной со стороны Азербайджана и Турции.

В Ереване по этому поводу бьют тревогу и напоминают, что нет необходимости строить новую железную ветку, так как необходимые транспортные мощности уже имеются -- через территорию Армении. В советское время железная дорога шла через Азербайджан и далее по Мегринскому участку армяно-иранской границы до погранперехода Джульфа (ирано-азербайджанская граница).

Джульфа (Нахичевань) закрылась с началом конфликта в Нагорном Карабахе. Восстановить этот погранпереход, на что надеется Ереван (Москва в принципе поддерживает идею), сложно. Баку добивается экономической изоляции Армении и отвергает любые предложения до урегулирования карабахского конфликта.

При этом позиция азербайджанского руководства идет вразрез с планами России собрать воедино транспортные коммуникации на постсоветском пространстве. Между тем успешная реализация проекта «Казвин--Астара» и восстановление погранперехода в Джульфе дадут МТК "Север--Юг" сразу три удобных пути -- паром через Каспий, а также сухопутные железнодорожные маршруты и через Азербайджан, и через Армению.

Неделю назад в Баку представители Азербайджана, Ирана и России подписали меморандум по МТК «Север--Юг» и договорились о создании совместного предприятия, которое будет заниматься строительством и эксплуатацией железнодорожного коридора Россия--Азербайджан--Иран. В апреле в Москве это СП юридически оформят и определят права и обязанности сторон. Проект предполагает строительство железной дороги Астара--Решт--Энзели--Казвин в Иране, пограничного моста Астара (Иран) -- Астара (Азербайджан), пограничной станции, 8,5 км путей, а также пункта смены колесных пар и другой инфраструктуры в Азербайджане. На реализацию проектов в Иране необходимо около 600 млн долл., в Азербайджане -- около 21 млн долларов.

Армяне утешаются тем, что ни у одной из сторон пока нет средств на строительство этой железной дороги. К тому же иностранные компании не верят, что в регионе, где пройдет железная дорога, может быть гарантирована безопасность перевозок.

Соглашение между Россией, Индией и Ираном о создании Международного транспортного коридора (МТК) «Север--Юг» было подписано в сентябре 2000 года. Сейчас основной вариант перевозок по коридору «Север--Юг» -- это железнодорожно-морское сообщение между Россией, Ираном, Индией и странами Юго-Восточной Азии. Считается, что коридор «Север--Юг» станет реальной альтернативой азербайджано-казахстанскому проекту ТРАСЕКА в сфере перевозок на Каспии. Предполагается, что новый маршрут грузоперевозок в обход Суэцкого канала в направлении Ирана и Индии сократит сроки прохождения грузов с 37 до 13 суток, то есть почти в три раза. Планируется, что в 2010 году поток внешнеторговых грузов, следующих по МТК «Север--Юг», достигнет 15--20 млн тонн.

В МТК участвуют десять государств: Иран, Россия, Индия, Казахстан, Белоруссия, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия. На рассмотрении стран-учредителей находятся заявки Болгарии, Киргизии, Турции и Украины.

Гаянэ МОВСЕСЯН, Ереван