|
|
N°30, 22 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Государство портит бизнес
«Силовые машины» не выполнили план по заключению контрактов
Топ-менеджеры «Силовых машин» на вчерашней пресс-конференции признали, что затягивание госорганами решения по сделке о слиянии с Siemens негативно сказывается на бизнесе крупнейшего в стране производителя оборудования для электростанций. Более того, руководство холдинга считает, что в случае отказа немецкому концерну государство должно взять на себя ответственность за развитие «Силовых машин» и обязано более активно помогать отечественному энергомашиностроению.
Холдинг «Интеррос», владеющий 71% «Силовых машин», начал переговоры с Siemens о продаже машиностроительных активов еще прошлой весной, но до сих пор так и не получил официального согласия государства. В июле премьер Михаил Фрадков указал на наличие в «Силовых машинах» интересов российского Минобороны и заявил, что «вопрос о продаже Siemens необходимо дополнительно рассмотреть с тем, чтобы не терять положения на рынках и российскую часть кооперации». Осенью стало известно, что к машиностроительным активам Владимира Потанина проявляют интерес структуры Олега Дерипаски. В ФАС сообщили, что одобрят продажу пакета немецкому инвестору, если тот гарантирует развитие российского бизнеса компании. Правда, уже в январе позиция властей изменилась. Глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин направил премьеру рекомендацию отказаться от сделки с Siemens, так как, по его мнению, выделить военно-промышленные активы из структуры «Силовых машин» невозможно. ФАС вскоре заявила, что не исключает отрицательного вердикта по сделке с иностранным концерном.
Впрочем, опасения властей относительно проблемы оборонных активов гендиректор и миноритарный акционер «Силовых машин» Евгений Яковлев вчера назвал преувеличенными. По его словам, «при желании всех заинтересованных сторон эту проблему можно было бы решить». Он сообщил, что руководство «Силовых машин» представило госорганам модель, предусматривающую сохранение стратегических интересов государства при сделке с Siemens. Он не стал раскрывать ее сути, однако заявил, что «выделять оборонное производство (речь идет прежде всего о «дочке» «Силовых машин» -- компании «Электросила». -- Ред.) сложно и дорого -- это все равно, что голову пополам распилить». В качестве одного из возможных вариантов он назвал перенос оборонного производства на независимую от «Силовых машин» площадку. Однако реакции со стороны правительства на предложения менеджмента предприятия пока не последовало.
Г-н Яковлев признал, что с Siemens технологическое развитие было бы более эффективным: «Сотрудничество с немецким концерном в «Силовых машинах» мы изначально рассматривали как привилегию. Мы понимаем, что некоторые госорганы имеют по этому вопросу сдержанную позицию, и в некотором смысле они берут ответственность за «Силовые машины» на себя». Иными словами, пояснил он, если Siemens будет отказано в сделке, государство должно будет более эффективно помогать энергомашиностроению -- проводить протекционистскую политику (например, при заключении экспортных контрактов). «Пока же в этом направлении сделано мало», -- считает он.
Отсутствие решения государства по сделке «Силовых машин» с Siemens, по словам г-на Яковлева, негативно сказывается на деятельности предприятия, в том числе на заключении новых контрактов. Минувший год для энергомашиностроительного холдинга был удачным: объем продаж увеличился на 81%, до 639 млн долл., а чистая прибыль выросла почти в пять раз -- до 15 млн долл. Но это, по словам руководителя «Силовых машин», произошло благодаря реализации ранее заключенных контрактов. План же по контрактам на 2004 год был недовыполнен на 150 млн долл. Портфель заказов на текущий год был сформирован не так хорошо, как на прошедший, в связи с чем рост объема продаж уже не будет столь существенным.
Впрочем, вне зависимости от того, как решится вопрос о сделке с Siemens, менеджмент «Силовых машин» уверяет, что наверстает упущенное в ближайшее время. К 2008 году объем реализации продукции согласно планам компании должен достичь 1 млрд долл., портфель заказов -- 3 млрд долл., а капитализация компании -- 900 млн долларов.
Яна ГОДОВАНАЯ