|
|
N°30, 22 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Есть, товарищ генерал!
Российской армии голод не грозит
Матери офицеров (а заодно и солдатские матери) могут быть спокойны -- с кормежкой в армии все нормально. Бюджетные деньги на продовольствие в отличие от многих других военных статей расходов в последние несколько лет выделяются, что называется, без звука, стопроцентно. В этом налогоплательщиков и журналистов вчера заверил начальник Центрального продовольственного управления Министерства обороны генерал-лейтенант Анатолий Петриченко.
На 2005 год продовольственной службе выделено более 20 млрд руб. Их хватит на закупку около 618,8 тыс. тонн продовольствия, технических средств, посуды, имущества, технологического и холодильного оборудования. Тыловикам надо три раза в день исправно кормить 1 млн 200 тыс. военнослужащих и гражданских служащих, состоящих в российской армии, -- какой воин без калорий. Для этого в стране и за ее пределами в 6 650 армейских и флотских столовых трудятся 25 тыс. поваров, пышут жаром 52 хлебозавода и 78 пекарен.
Хорошую продуктовую добавку дают бывшие военные совхозы, переименованные в федеральные предприятия. Есть еще вполне экзотическая "контртеррористическая" служба по выведению грызунов на армейских продовольственных складах. В результате на армейских складах грызунов сегодня практически нет. Склады вообще хорошо защищены -- даже от оружия массового поражения, не то что от грызунов.
Тем не менее не все так просто и беспроблемно в тылу. Постепенный переход армии на контрактный способ комплектования осложнил работу продовольственной службы -- контрактника в наряд по кухне не пошлешь. Зато эксперимент в 76-й Псковской дивизии ВДВ показал, что вполне возможно нанять организацию общественного питания. И хлопот у командира меньше, и качество обслуживания выше. Конечно, это дороже (примерно на 25--29 руб. с человека), но из этих денег 60% возвращается в бюджет в виде налогов. В этом году эксперимент распространен еще на 24 воинских части и учреждения, в него вовлечены 30 тыс. военнослужащих. Ожидается, что с превращением столовых в комбинаты питания высвободится почти 1,5 тыс. человек и будет сэкономлено около 50 млн рублей.
Больше 10% призывников приходит в армию с дефицитом веса. Для них отцы-командиры предусмотрели полуторную норму. Но скоро заметили, что не каждый худенький мальчишка сможет съесть эту груду разносолов. И тогда решили сделать упор на хорошо усваиваемые продукты -- соки, молоко, яйца. Вчерашние "доходяги" быстро становятся в строй. 7% призывников скоро бросают курить, потому что вместо положенных сигарет им стали предлагать не только традиционный сахар, но и сгущенное молоко, леденцы. Ну, а те, кто все же не устоял перед соблазном подымить, сигареты выдают уже с фильтром. Как сказал генерал Петриченко, времена сигарет «Дымок» за 6 коп. прошли. Отсутствие проблем с деньгами позволяет по разделу "фрукты" закупать не только яблоки, как было всегда, но и мандарины с бананами.
В силу специфики военной службы продовольственные служащие в погонах особое внимание уделяют организации питания в полевых условиях. Однако тех же спецназовцев, шастающих по тылам боевиков, свежими продуктами не обеспечишь. Завезти-то их можно, но хранить проблематично. Значит, опять консервы? Да, консервы, но другие. От металлических банок стали отходить, потому что режим стерилизации в них -- 180 градусов в течение трех часов. За время такой обработки витаминов и органических веществ остается немного. Теперь мясные консервы прячут в особом материале -- ламистере: стерилизация идет при температуре уже 150--160 градусов и в течение двух часов. Это шаг вперед. А в прошлом году получили пробную партию в мягкой упаковке, составленной из полиэтилена, фольги и полипропилена (режим стерилизации -- 110 градусов и один час). Такие консервы сохраняют вкусовые качества. Даже дегустаторы часто путают их с натуральным продуктом.
Принятие пайка на вооружение сходно с военной операцией. Для испытаний нового продукта по приказу высокого начальства создается специальное «подразделение едоков». Если нужно, испытателей ставят в экстремальные условия на срок не меньше месяца. В составе подразделения есть медики, которые регулярно берут у подопечных анализы и судят о том, как организм переваривает продукты. В довершение качество продукта проверяет ветеринарно-санитарная служба, не зависящая от продовольственной. На каждом армейском складе она имеет свою лабораторию. Наверное, поэтому российский паек (по-научному -- индивидуальный рацион питания) популярен во всем мире. Берет он своими вкусовыми качествами -- отечественные продукты в отличие от многих других имеют вкус и запах, которые возбуждают аппетит.
Сравнивать наш паек с натовским, американским или бундесверовским, по мнению Анатолия Петриченко, нет смысла, поскольку изготовители каждого из них учитывали традиции страны в употреблении продуктов. У нас налегают на хлеб и крупы, в США -- на молочные продукты, мясо и овощи, а у французов в сухом пайке одни сладости -- халва, джемы, пюре. Надо еще учесть, что американцы, например, во время крупных операций первые месяц-два сидят на сухом пайке, наши же на второй день пригоняют полевые кухни.
Всего в продовольственной службе около 300 наименований рационов. Они разрабатываются для разных людей, работающих в разных условиях. Даже если это не столь большие группы специалистов. Есть пайки для экипажей самолетов и вертолетов, торпедных и ракетных катеров, даже отдельно для доноров. Но основные и наиболее массовые -- это рацион питания повседневный и боевой. Есть пайки на день, на один прием пищи. Годовой оборот пайков от 4 до 5 млн штук. А военно-научный комитет Главного продовольственного управления продолжает генерировать новые идеи. В последнее время ученые занимаются разработкой новых норм питания в лечебных учреждениях, чтобы способствовать, в частности, заживлению костей, снятию шоковых состояний. Кстати, продукты быстрого приготовления под рекламируемой ныне маркой «Гурмания» разработаны военными специалистами. Эти пайки предназначались для тех, кто работает глубоко под водой, а уже потом продукт вышел на рынок.
Работу продовольственной службы высоко оценил даже Верховный главнокомандующий, отведав паек во время учений. И все же одно упущение у военных снабженцев есть: пост, которому следуют православные военнослужащие, в нормах не учтен. «Для нас главное -- норма, продиктованная нагрузкой, ложащейся на солдата, -- сказал генерал Петриченко, -- а это более 4 тыс. калорий».
Николай ПОРОСКОВ