|
|
N°29, 21 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Готовность №1
Чеченские спецслужбы в ожидании февральского наступления боевиков
МВД Чечни вчера объявило об усилении режима безопасности по всей территории республики. Причем власти не скрывали, что это связано с проведенной в пятницу в Грозном успешной операцией спецслужб, в результате которой удалось ликвидировать одного из самых активных лидеров сепаратистов Юнади Турчаева. «Правоохранительные органы принимают меры упреждающего характера с целью пресечения возможных вооруженных провокаций и терактов со стороны НВФ (незаконных вооруженных формирований -- Ред.) в связи с ликвидацией эмира Грозного и центральной части Чечни Юнади Турчаева, -- сообщил вчера замглавы МВД Чечни Султан Сатуев. -- Это был полевой командир, входивший в первую тройку лидеров НВФ, его уничтожением по боевикам нанесен ощутимый удар. Мы не исключаем вероятность того, что сообщники Турчаева могут попытаться организовать какую-либо вылазку, и поэтому принимаются меры профилактики".
Между тем, как удалось выяснить «Время новостей», на самом деле спецслужбы Чечни опасаются не просто мести или «провокаций» со стороны отдельных сообщников Турчаева, а совершенно конкретных атак террористов. Дело в том, что уже в выходные после изучения обнаруженных у Турчаева личных бумаг и компьютера оперативники выяснили, что он только недавно прибыл в Грозной специально для организации масштабных акций. В частности, по данным спецслужб, Турчаев пытался скоординировать действия бандгрупп для массированного рейда непосредственно на чеченскую столицу, как это было в августе прошлого года. Эту вылазку, а также серию крупных терактов боевики планировали совершить в районе 23 февраля и первых числах марта, чтобы «отметить» таким образом годовщины депортации чеченцев и гибели Руслана Гелаева.
За Юнади Турчаевым, известным также под кличками "Черный" и "Кади", российские спецслужбы охотились уже несколько лет. На счету этого полевого командира десятки крупных терактов против федеральных сил, также он несколько раз пытался осуществить акции наподобие захвата мюзикла «Норд-Ост» или нападения на школу в Беслане. В последнее время Юнади Турчаев отвечал среди бандитов за все их операции в Грозном.
Как выяснила гезета «Время новостей», еще в начале прошлой недели спецслужбам Чечни поступила информация, что в доме № 205 на улице Кирова в Грозном стали появляться подозрительные люди. Туда они приходили поздно ночью, могли провести в помещении несколько суток, не выходя на улицу. В результате у дома устроили засаду, и в ночь на пятницу в дом вошел неизвестный бородатый человек с большим рюкзаком. 18 февраля в 11.30 оперативники решили проверить подозрительного визитера и постучались в дверь. Им никто не ответил, а на предложение «сдаться всем, находящемся в помещении» последовали выстрелы. Завязалась перестрелка, которая, впрочем, длилась недолго. Вскоре загадочный постоялец дома на Кирова перестал вести ответный огонь. На место ЧП выехала большая группа сотрудников различных спецслужб Чечни, которая и установила, что убитым боевиком является Юнади Турчаев. Был задержан и хозяин дома, который во время боя спрятался в одной из комнат. Сейчас его допрашивают.
В доме были обнаружены пистолеты Стечкина и ПСМ, ручной пулемет, видеокамера. Также там оказалось два ноутбука, которые во время спецоперации не пострадали. Поэтому получить доступ к файлам этих компьютеров спецслужбам не составило труда, и на них оказалась информация о десятках боевиков, как из России, так и зарубежных стран, с их фотографиями, подробными биографически данными и сведениями, кто из бандитов какие суммы получал от Турчаева. Из компьютеров полевого командира оперативники также узнали, что до последнего времени он скрывался в Азербайджане, а в Чечню вернулся несколько дней назад для подготовки крупного теракта.
"Как известно, Аслан Масхадов недавно объявил, что на время прекращает боевые действия и готов начать переговоры, -- говорит один из оперативников. -- Федеральные власти прямо ответили, что никаких переговоров с боевиками больше не будет. После этого они решили провести 23 февраля (день сталинской депортации чеченцев - Ред.) и в начале марта (годовщина гибели Руслана Гелаева - Ред.) серию терактов. В частности Турчаев должен был со своим отрядом захватить крупный блок-пост, расположенный в 1,5 км от Грозного, на развилке дорог, ведущих к Урус-Мартану и Шали. Это двухэтажное здание, где постоянно находится большое количество сотрудников чеченской милиции. Потом бандиты должны были через Чернореченский лес ворваться в Грозный. По нашей информации, несмотря на смерть Турчаева, они не собираются отказываться от своих планов".
«Впервые Юнади Турчаев попал в поле нашего зрения еще в 1998 году, -- рассказывает другой оперативник. -- Именно тогда в Краснодаре объявились два чеченца (позже они стали бригадными командирами) Хасан Челаев и Хасан Халкаев. В этом городе они похитили сына одного из крупнейших местных предпринимателей, главы фирмы «БАК» Александра Безбогина. Безбогин оказался в плену у полевого командира Арби Бараева. В то время в его бригаде уже находился Юнади Турчаев, отвечавший за «работу с заложниками». Вот с ним и пришлось иметь дело. За освобождение пленника он потребовал 1 миллион долларов». Когда заложнику отрезали палец, в ситуацию вмешался тогдашний губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко, попросивший местное законодательно собрание одобрить выделение 1 млн долларов на выкуп Константина Безбогина, после чего он вернулся домой.
Вскоре Турчаев вновь дал знать о себе спецлужбам. В Чечне боевиками был захвачен летчик сбитого военного самолета, и освободить его согласились только в обмен на арестованного ранее брата Арби Бараева. Переговоры по данному вопросу вел все тот же Турчаев и закончились они успешно. Позже Арби Бараев был устранен спецслужбами и Турчаев сам стал полевым командиром, сколотив свой отряд. Уже в 1999 году он принимал участие в нападении боевиков на Дагестан, а в конце 2001 года Шамиль Басаев и Аслан Масхадов назначили его командиром так называемого «Исламского полка», поручив взять под свой контроль часть Грозного.
После этого чеченскую столицу захлестнула волна крупных терактов. Как нам рассказали в спецслужбах, в январе 2002 года Турчаев организовал на улице Дербентской подрыв машины с бойцами ОМОНа Омской области, вскоре осуществил нападение на дом сотрудника Октябрьского РОВД, в марте убил оперативников местной милиции на улице 8-го Марта, а на улице Алексеевской взорвал «УАЗ» с милиционерами.
В январе 2003 года Турчаев, по данным спецслужб, начал готовить группу, которая должна была осуществить серию терактов уже не только в Грозном, но и других городах России, в том числе и в Москве. В нее вошли целый ряд приближенных Турчаеву боевиков: Исруди Шапаев, Альбек Бугаев, Али Саралиев, Аслан Искерханов и Халаш Сангириев. Впрочем, большинство из них еще в момент подготовки диверсий были арестованы. В отместку, как считают спецслужбы, Турчаев организовал подрыв в Грозном машины с начальником Октябрьского РОВД, а 12 мая 2003 года отправил смертника на грузовике, начиненном взрывчаткой, в село Знаменское. Террорист-камикадзе привел бомбу в действие у здания местной администрации -- 59 человек погибли, а 200 получили ранения. 21 августа 2004 года Турчаев организовал нападение более 200 боевиков на Грозный. В результате боя в чеченской столице было убито около 70 мирных жителей и представителей федеральных сил.
Александр ШВАРЕВ