|
|
N°29, 21 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большое позитивное значение
Четыре министра не решили проблему транзита
Литовская делегация в минувшие выходные на встрече министров транспорта России, Польши, Литвы и Германии высказала свою позицию по вопросу калининградского транзита. Вильнюс не заинтересован в упрощении порядка железнодорожного сообщения между Калининградской областью и основной территорией России. И воспринимает Калининградский порт прежде всего как конкурента своему собственному порту Клайпеда. Власти Литвы серьезно озабочены тем, что объем перевалки российских экспортных грузов в первом из этих портов растет, а во втором -- падает. Они готовы сделать все от них зависящее для того, чтобы изменить эту тенденцию.
Российско-литовские переговоры в рамках этой встречи вращались вокруг двух основных сюжетов. Во-первых, Россия в очередной раз подняла вопрос о скоростном пассажирском поезде, который позволил бы нашим гражданам проезжать в Калининград и обратно без остановки на литовской территории и без оформления виз. Во-вторых, нашей стороне не совсем нравится регулярное повышение платы за провоз грузов в Калининград по Литовской железной дороге.
По первому вопросу на встрече министров были официально представлены результаты исследования капиталовложений, необходимых для запуска скоростного поезда. По заказу ЕС его подготовила датская фирма Cowi. Опираясь на это исследование, Литва оценила стоимость проекта в 500 млн евро. Присутствовавший на встрече министр транспорта Германии Манфред Штольпе называл даже цифру в 700 млн евро (с учетом сопутствующих расходов). «Литовцы заявили, что у них таких денег нет, -- рассказал после переговоров министр транспорта России Игорь Левитин. -- Но я не смог от них услышать, будет ли скоростной поезд, если эти деньги найдет кто-то другой -- мы или Евросоюз».
Вопрос о грузовых тарифах имеет следующую предысторию. На днях руководство Литовских железных дорог уведомило калининградских коллег о том, что с 15 марта на 15% увеличиваются повышающие коэффициенты на перевозку в балтийский анклав нефти, черных металлов и скоропортящихся продуктов. Именно эти товары и составляют львиную долю грузопотока на магистрали, соединяющей область с остальной Россией (одна только нефть дает здесь 60% объема перевозок.) Одновременно, правда, на 10% будут понижены тарифы на провозку сельскохозяйственной техники, сахара и цветных металлов. Но эти товары в Калининград отправляются эпизодически. На основную же номенклатуру грузов литовцы повышают тарифы уже в третий раз с начала 2004 года. Совокупный их рост, с учетом предстоящего в марте повышения, составит за этот период 41%.
Смысл этого шага пояснил «Времени новостей» министр транспорта Литвы Зигмантас Бальчитис: «В Клайпеде объем российских грузов уменьшился, а в Калининграде он за три года увеличился в два раза. Это хорошо, но перевозка такого большого объема грузов потребовала от нас вложить более 130 млн евро в модернизацию железной дороги. Мы имеем эти капиталовложения, хотели бы сбалансировать эти вопросы с экономической стороны». «Балансирование» имеет следующий смысл. С 2002 года Российские железные дороги (в то время -- МПС) взимают за перевозку экспортных грузов к российским портам меньшую плату, чем с тех же грузов, идущих в иностранные порты. Литовские железные дороги, повышая свои тарифы, компенсируют не только свои инвестиции, но и российские железнодорожные преференции, повышая таким образом конкурентоспособность своего порта Клайпеда.
Г-н Бальчитис уверен: «Мы (с российским коллегой Игорем Левитиным. -- Ред.) придем к какому-то умному решению, что эти вопросы надо сбалансировать». Но достижение компромисса остается пока делом будущего. Встреча четырех министров в Калининграде в прошедшие выходные завершилась без каких-либо конкретных решений. Даже ее статус в ходе переговоров решено было понизить до «неформальной» (российская делегация первоначально рассчитывала на «рабочую» встречу). Закрывая переговоры, Игорь Левитин отметил: уже то, что главы четырех транспортных ведомств впервые собрались вместе в Калининграде, имеет большое позитивное значение.
Михаил КУКУШКИН, Калининград